УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Звуковая организация стиха. Как она осуществляется?
Работая над воплощением своего творческого замысла, поэт не только задумывается над тем, какие подобрать слова, как их совместить, но и учитывает их звучание. Ведь выразительность языка - главная черта художественного творчества. Прозаик основном обращает внимание только на интонацию своего рассказа, на то, чтобы избежать нагромождения согласных в словах или между ними. В стихе именно звучание помогает поэту точнее и яснее выразить мысль. Важную роль в этом играет интонация, проявляет эмоциональный строй произведения, его внутреннее напряжение.
К средствам звуковой организации произведения принадлежат также аллитерация, асонанс, рима, звукопис.
Аллитерация - это повторение одного или нескольких согласных звуков. Например:
Посоловів от пения сад,
од соловьев, и от надсад,
и от одинокой свечи,
и от жалящих звезд ночью.
Я Стус
В этих строках повторяется звук с, создавая музыкальное сопровождение образа, усиливает художественное впечатление.
Асонансом называется повторение гласных звуков. Это средство через «бедность» системы гласных в русском языке не так часто встречается в поэзии, как аллитерация.
На привязи лошади отаву дергают;
Осідлані лошади, вороне готовы...
Т Шевченко
Этим строкам из поэмы «Гайдамаки» асонанс предоставляет песенности. Возможно сочетание аллитерации по и ассонансов в одном произведении:
Осенний день, осенний день, осенний!
В синий день, в энной день, в синий!
Осанна осени, о печаль! Осанна.
Неужели это осень, осень, о! - И сама...
Л. Костенко
В стихотворении звук и смысл сливаются, и заметнее всего это проявляется в риме, ибо слова, которые ее творят, рассчитанные на такое совпадение.
В некоторых поэтических произведениях определенные звуки создают нужный звуковой эффект. Автор словно рисует звуками, вызывает у читателя зрительные и слуховые образы. Такое явление имеет название звукопис. Так, элемент звукоподражания - соответствие между фонетической формой выражения и звуковой природой изображаемого явления - заметно в таких строках М. Рыльского:
Одспівала коса моя,
Сохнут теплые сена.
Перехожу лесами я -
Тишина, тишина.
В этом четверостишии сложный звуковой рисунок первая строка алітерований на с, во втором к нему прилагается х. далее - дж, ш, и все они соединены с асонансами о, а. Такое нанизывание звуков передает музыку косы, движение скошенной травы, хоть изображенная поэтом картина, собственно, воспроизводит застывшую тишину после сенокоса, спокойствие и умиротворение природы, настроение человека, удовлетворение результатами труда. И именно звукопис будто восстанавливает V памяти ритм сенокоса.
Звуковая организация стиха помогает читателю понять его смысловое наполнение.
|
|