Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Звуковая организация стиха. Как она осуществляется?

Работая над воплощением своего творческого замысла, поэт не только задумывается над тем, какие подобрать слова, как их совместить, но и учитывает их звучание. Ведь выразительность языка - главная черта художественного творчества. Прозаик основном обращает внимание только на интонацию своего рассказа, на то, чтобы избежать нагромождения согласных в словах или между ними. В стихе именно звучание помогает поэту точнее и яснее выразить мысль. Важную роль в этом играет интонация, проявляет эмоциональный строй произведения, его внутреннее напряжение.

К средствам звуковой организации произведения принадлежат также аллитерация, асонанс, рима, звукопис.

Аллитерация - это повторение одного или нескольких согласных звуков. Например:

Посоловів от пения сад,

од соловьев, и от надсад,

и от одинокой свечи,

и от жалящих звезд ночью.

Я Стус

В этих строках повторяется звук с, создавая музыкальное сопровождение образа, усиливает художественное впечатление.

Асонансом называется повторение гласных звуков. Это средство через «бедность» системы гласных в русском языке не так часто встречается в поэзии, как аллитерация.

На привязи лошади отаву дергают;

Осідлані лошади, вороне готовы...

Т Шевченко

Этим строкам из поэмы «Гайдамаки» асонанс предоставляет песенности. Возможно сочетание аллитерации по и ассонансов в одном произведении:

Осенний день, осенний день, осенний!

В синий день, в энной день, в синий!

Осанна осени, о печаль! Осанна.

Неужели это осень, осень, о! - И сама...

Л. Костенко

В стихотворении звук и смысл сливаются, и заметнее всего это проявляется в риме, ибо слова, которые ее творят, рассчитанные на такое совпадение.

В некоторых поэтических произведениях определенные звуки создают нужный звуковой эффект. Автор словно рисует звуками, вызывает у читателя зрительные и слуховые образы. Такое явление имеет название звукопис. Так, элемент звукоподражания - соответствие между фонетической формой выражения и звуковой природой изображаемого явления - заметно в таких строках М. Рыльского:

Одспівала коса моя,

Сохнут теплые сена.

Перехожу лесами я -

Тишина, тишина.

В этом четверостишии сложный звуковой рисунок первая строка алітерований на с, во втором к нему прилагается х. далее - дж, ш, и все они соединены с асонансами о, а. Такое нанизывание звуков передает музыку косы, движение скошенной травы, хоть изображенная поэтом картина, собственно, воспроизводит застывшую тишину после сенокоса, спокойствие и умиротворение природы, настроение человека, удовлетворение результатами труда. И именно звукопис будто восстанавливает V памяти ритм сенокоса.

Звуковая организация стиха помогает читателю понять его смысловое наполнение.