10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ФРАНКО
Авторская интерпретация образа Бога в поэме Ивана Франко «Моисей»
По сравнению с библейской легенде, Франко меняет размещения образов творении, соотношение между ними, их идейную нагрузку, композиционную роль. В Библии Моисей - это посредник между иудеями и Богом, слуга вечного, исполнитель воли Иеговы. Последний вершит судьбу Израиля, а потому выдвинут в библейском тексте на передний план. Так, Бог, обращаясь к Моисею, говорит: «Кто дал уста человеку? Или Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или темным, - не Я ли, Господь? А теперь иди, а Я буду при устах твоих, и буду учить тебя, что тебе говорить» (2 М. 4.11-12).
В «Моисеи» поэт поет о боге Ієгову, что послал пророка для проповедничества народу гебреях. Но он неразлучно связан с самим пророком, даже им самим. Ибо только Моисей дает ему жизнь, творит его волю святую. Бог здесь как персонификация какого-то внутреннего приказа, естества, что прямо заставляет человека отдаться какому-то делу, одним словом, нечто похожее на гения человека. Тот Бог представлен в Франка, как настоящий библейский Иегова, страшный и грозный, которому все должно подчиняться, мстительный, протягивает свою караючу руку аж на двенадцатое поколение. Тот Бог Иегова - это совесть самого Моисея. И человек должен повиноваться поэтому своему Богу, потому что иначе его ждет очень страшная месть, такая, которая встречает человека за предательство собственных идеалов. Какой страшный Мойсеєвий демон его неверия в конечных песнях, которых он причиняет ему мучения. И то лишь за минутное сомнение в своих идеалах, в правоте Бога Иеговы. Итак, Бог - потенциальная энергия души Моисея, наиболее аристократическое, скристалізоване и идеализированное «Я» человека, которого должен слушать, как непобедимой силы, а божеских, как раб своего господина. И если произвел Моисей в себе того Бога, то не может уже его отречься, ни сомневаться в нем, потому что сомневался бы в самом себе. Он невольник, раб самого себя! И Моисею надо, чтобы в Бога верили и те, которых он хочет привести в землю обетованную, которым должен служить тот его Бог! Когда и они будут в него верить, будут сильны своей верой, как и Моисей. И чтобы вызвать доверие к тому Богу у земляков, он представил им его, как действительно какую сверхъестественную силу, которой он является органом. Огненный куст, символ его веры в Бога, должен зажечь сердца людей этой верой. Откровение нового Бога стало боевым лозунгом для целого народа.
Таким образом, Иегова Франко - грозный и страшный для Моисея, этот немилосердный Бог в гебрейських одеждах, то совесть пророка, тонкое и чувственное, является Богом реальным, живым во всех человеческих сердцах, действительно везде присутствует, великим и могучим своей силой - национальный Бог! Такого Бога проповедовал сорок лет в пустыне Моисей национального Бога, которого считает высшим более всех, но признает так же других национальных Богов, а также дает право другому народу считать своего Бога за то большего. И каждый народ имеет своего поводыря или пророка, поэтому в поэме центр художественного внимания перенесен на два узловые пункты сюжета: действие сосредоточено вокруг взаимоотношений между вождем и народом, а не между Богом и Иудеями, как в Библии.
|
|