Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Страдания и счастье Леси Украинки

О Лесе Украинке написано так много, что за отдельными высказываниями невозможно разглядеть человеческую личность великой дочери нашего народа. Иван Франко лично знал поэтессу, интересовался ее творчеством, писал критические статьи о ее отдельные произведения и сборники и своим гениальным пером создал образ Леси Украинки как художника, который был настроен только на борьбу. «Се талант сильный, насквозь мужественный, хоть не лишен женской грации и нежности», «ее поэзия - то огнисте обжалования того дикого мира самоволья, под которым стонет Украина», «...поэтесса остается одиноким мужчиной на всю новое соборную Украину» - такие и подобные высказывания Ивана Франко о творчестве Леси Украинки способствовали тому, что в сознании многих людей образовался образ женщины-революционера с мужским характером. Не очень удачные фотографии больной поэтессы и слова Максима Тадеевича Рыльского, который назвал Лесю «Жанной д'арк нашей литературы», дополнили этот образ и закрепили его навсегда.
Конечно, высказывания исследователей и критиков касались литературной деятельности поэтессы, у которой действительно «сталь» преодолевает «нежность».но почему же по образу человека, что, по словам М. Рыльского, «камнеломкой стояла напротив бури в найхмарніші дни», спрятали образ красивой, нежной, любящей и очень несчастной женщины?
Где-то услышанные мной слова о том, что настоящий поэт не должен быть счастливым, полностью можно отнести к судьбе Леси Украинки. Кажется, она родилась для счастья, столько талантов дал ей Бог, но жизненный путь оказался трудным, тернистым, переполненным физической боли и душевных мук.
Леся Украинка (Лариса Петровна Косач, в браке - Квитка) родилась 25 февраля 1871 года в Новограде-Волинському. ее отец был помещиком, владел землей в Черниговской, Волынской и Полтавской губерниях.
В юности он увлекался демократическими идеями, был участником студенческих революционных кружков, но со временем несколько пересмотрел свои взгляды. Большую семью надо было кормить, детей учить, а поэтому он много времени уделял житейским делам, хотя никогда не отходил от воспитания своих сыновей и дочерей.
Мать Леси - писательница Елена Пчилка. Стараниями биографов поэтессы был создан ложный образ Елены Пчилки как старой капризной дамы. Но это же она привила Леси любовь к родному языку, ведь отец совсем не говорил по-украински. Именно мать дала дочери все: талант, образование, литературную судьбу, придумала для нее псевдоним. И кто может измерить горе матери, когда Леся заболела неизлечимой болезнью и мучилась от страшной боли; когда изможденная женщина слышала несправедливую критику на произведения любимой дочери; когда видела, как без надежды любит Леся Сергея Мержинского и сама себя сжигает тем любовью?.. Еще совсем молодой девушкой Елена Пчилка дала себе слово, что рожденные ею дети будут разговаривать на украинском, будут привлечены к народной культуре, - и сдержала его.
Огромное влияние на Лесю Украинку имел ее дядя Михаил Драгоманов, который в 1861 году вместе с Тадеем Рыльским и Петром Косачем нес гроб с телом Тараса Григорьевича Шевченко.
Счастье Леси в том, что родные люди всегда поддерживали ее, заботились о ней. Тридцать лет он боролся с неизлечимой болезнью, и родные люди, как могли, облегчали ее страдания. Но ни один из них не мог защитить Лесю от нее самой, от ее любви к Мержинскому. Она любила его без меры, без края. Это любовь была словно нож в сердце, вырви чем - и сердце стечет кровью, перестанет биться.
Мержинский был болен туберкулезом легких, умирал в далеком Минске и знал, что умирает. Четыре раза за 1901 год Леся, превозмогая собственную боль, ездила в Минск. Как на крыльях, летела она к Сергею, потому что знала, что нужна ему, а он с эгоизмом умирающего просил Лесю написать письмо другой женщине о розы его любви, которые никогда не завянут. Эту чашу Леся выпила до дна. Что может быть трагичнее: умирающий обессиленный мужчина и безнадежно любящая женщина все понимают, но ничего не могут изменить. Они не вводили в заблуждение ни себя, ни друг друга: Сергей знал, что Леся любит его, а Леся знала, что его сердце принадлежит другой женщине.
В наших учебниках очерк о жизни и творчестве выдающихся украинских писателей заполонили штампами: «великий народный поэт», «боролся за свободу трудящихся» и др. Получается какая-то схема, а не живой человек. Биографы, литературоведы должны раскрыть читателю человеческую сущность писателя, привести какие-то интересные факты из его жизни, и тогда творчество художника предстанет перед нами другими гранями, станет доступнее и понятнее. Такой, какой является для меня сейчас творчество Леси Украинки.