Творческие работы наших посетителей
Автор: Роксолана
Открытый урок
Тема: Данте - выдающийся мыслитель и поэт Италии. «Божественная комедия» - философско-художественный синтез средневековой культуры.
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством итальянского поэта и мыслителя Данте;охарактеризовать особенность современной для поэта эпохи; начать работу над анализом его поэмы «Божественная комедия»;
Оборудование: портрет Данте работы Джотто; тексты поэмы «Божественная комедия»; Словарь литературных терминов.
Ход урока
Тень Данте с профилем орлиным
Поет о новой Жизни
О. Блок
И. Объявление темы, цели, эпиграфа урока.
1. Вступительное слово учителя
С давних времен существует одна удивительная легенда. Как-то глубокой ночью, когда вокруг царила тишина, в ворота одного монастыря громко постучал бледный, измученный путник. Лязг железа раздался в горячем воздухе. Вратарь спросил, кто стучит и что ему надо. На это незнакомец ответил глухо и коротко «Мира!» Этим путником был флорентийский изгнанник, величайший поэт Италии Данте Алигьери. Не только для себя он жаждал покоя и мира, но и для родины своей, что терзалась бесконечными распрями, войнами и междоусобицами.
Современному читателю, возможно, иногда трудно понять некоторые своеобразные суждения и взгляды поэта, ведь жил он на рубеже двух эпох. Недаром его называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени». И в литературе Данте Аліг карьере оставил яркий след.
2. Работа с портретом поэта и эпиграфом
-Каким художник изобразил поэта?
- Какую примечательную черту внешности Данте отметил российский поэт А. Блок? (Орлиный профиль).
3. Сообщения подготовленных учащихся о жизненный и творческий путь Данте
Данте? Аліґ'єрі
13 июля 1265, Флоренция -14 сентября 1321, Равенна) - выдающийся итальянский поэт эпохи Возрождения, писатель и политик, «Отец итальянской литературы». Первым стал писать литературные произведения народной (т. е. итальянском) языке, а не латыни. Его главный художественное произведение, поэма Божественная Комедия (ит. la Divina Commedia), считается шедевром мировой литературы.
Родился во Флоренции в знатной семье. Точная дата рождения Данте неизвестна: по разным источникам он родился в 1265 г. между 14 мая и 13 июля.
Об образовании Данте тоже мало сведений, и, очевидно, он получил хорошее воспитание, потому что поражал современников необыкновенной освіченністю. Есть предположение, что он учился вдома.Також, известно, что он учился в Болонском университете, но не окончил его. Он изучал тосканскую поэзию, в то время, когда в Тоскане стала известная Сицилийская Поэтическая Школа (Scuola poetica siciliana). Данте также интересовался поэзией окситанських трубадуров и классической поэзией античности (особенно увлекался творчеством Вергилия).
Семья его была известной во Флоренции и поддерживала ґвельфів, политический альянс, который выступал на стороне Папства и который был в сложном противостоянии с ґібеллінами, которые поддерживали императора Священной Римской империи. Ґвельфи в свою очередь делились на черных ґвельфів и белых ґвельфів.
Данте утверждал, что его семья происходит от древних римлян, но старшим родственником, которого он мог вспомнить был Каччаґуйда Елисейский, который жил не ранее 1100 года. Отец Данте, Аліґ еро где Белінчеоне, был белым ґвельфом, который не подвергся мести ґібеллінів после того, они выиграли битву у Монтаперті в начале XIII в. Это навевает мысль, что семья Аліґ'єро имела некоторый престиж и статус.
Мать поэта звали Донна Белла Абатська. Она умерла, когда Данте было 5 или 6 лет и его отец женился еще раз, с Лапой Крістіамо Чіалуфі. И действительно ли он женился на ней, точно не известно, ведь в те времена для вдовцов это было непросто. Однако точно известно, что эта женщина родила двоих детей.
Когда Данте шел 13-й, в 1277 году, его обручили с Джеммой ди Манетто Донати. Контрактные бракосочетания в такой ранний период были типичным явлением и включали формальную церемонию проставления подписей перед нотариусом. Женился Данте 1293 года, но свою первую любовь к Беатриче пронес через всю жизнь. От своей жены Данте имел трех детей: Якопо, Пьеро и Антонию. О последней известно, что она стала монахиней.
Семья Джеммы ди Донати была одной из самых влиятельных во Флоренции в период позднего Средневековья. Политически Данте принадлежал к группировке белых ґвельфів, которые оказывали сопротивление чрезмерной власти Папы.
Когда Данте было 9 лет, он встретил Беатриче Портинари, дочь Фолко Портинари, в которую влюбился «с первого взгляда», но ни разу даже не заговорил с ней. После достижения совершеннолетия он часто видел Беатриче, обмениваясь с ней приветствиями на улице, но никогда хорошо ее не знал он подавал пример так называемого «вежливой любви». Теперь трудно понять, всех его обстоятельств. Однако именно это любовь была самым светлым событием в жизни Данте и, возможно, толчком к литературному творчеству. Во многих стихах Данте изобразил Беатриче как напівбожество, что постоянно наблюдает за ним. Интересно, что Данте в одной из своих поэм не вспоминал свою жену. На большое несчастье для Данте Беатриче умерла в 1290 году.
После смерти возлюбленной Данте посвятил себя философским исследованием религиозных школ. Он принимал участие в диспутах, которые устраивали публично во Флоренции два главных ордена (францисканский и доминиканский).
Эта «избыточная» страсть к философии позже будет критиковаться персонажем Беатриче в «Чистилище (Purgatorio), второй части Комедии.
С 1295 года начал заниматься политикой, принадлежа к антипапістської партии. После вступления в силу регламента 1295 года, который позволял людям из средних слоев занимать политические должности, если они зарегистрированы в каком-то искусстве, Данте вошел в гильдию целителей и фармацевтов. В последующие годы его имя часто упоминается в регистрационных документах.
Точный ход политической карьеры Данте не известен, поскольку много исторических документов были утрачены, но благодаря другим источникам была воспроизведена большая часть его биографии: Данте был в Совете народа с ноября 1295 года до апреля 1296 года, в группе «Мудрецов» в декабре 1296 года, с мая по сентябрь Данте входил в Совет Ста. Иногда его посылали с дипломатической миссией.
Не смотря на то, что Данте входил в партии ґвельфів, он всегда пытался помешать своему самому злейшему врагу Папе Бонифацию VIII. С прибытием кардинала Маттео д'Акваспарта, посланного, по крайней мере, номинально, как миротворца (на самом деле папа хотел через него уменьшить власть белых ґвельфів).
После поражения Ґібеллінів, Ґвельфи поделились на две фракции: Белые Ґвельфи - партия Данте, и Черные Ґвельфів. Сначала роскол произошел из-за ссоры семей, однако скоро появились и идеологические разногласия стосовни роли Папы Римского в флорентийских делах: Черные поддерживали Папу, а Белые хотели больше свободы от Рима.
В 1300 году Данте стал членом совета шести приоров, но папская партия выселила его из Флоренции, конфисковав все имения. В 1301 году Данте присудили к сожжению, дом его разрушили. Спасаясь от жестокого приговора ему пришлось навсегда покинуть родной місто.1302 года флорентийская власть постановила, что Данте будет грозить смертная казнь, если он осмелится появиться в городе, не выплатив назначенного штрафа в размере пя'ти тысяч флоринов.
С тех пор Данте 19 лет вел путешествующую жизнь, и на этот период пришелся пик его литературного творчества. Сначала он попал в Верону, потом до Лукки и Падуе. Имел дружеские отношения с императором Генрихом VII, с которым встретился в 1313 году, когда тот приезжал в Рим. Данте надеялся на его поддержку, но смерть императора перечеркнула все его надежды на возвращение во Флоренцию. От 1320 года и до конца жизни он нашел приют в Равенне.
Умер Данте в Равенне в ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 года. Его могила в наше время является местом паломничества миллионов посетителей.
Наиболее известное его произведение - поэма «Божественная комедия», над которой поэт начал работать с 1307 году, окончив работу в 1321 году, незадолго до смерти.
4. Литературоведческий комментарий учителя «Общая характеристика поэмы «Божественная комедия».
«Божественную комедию» не без оснований считают энциклопедией средневекового мировоззрения. Но в этом мировоззрении рядом с устаревшими представлениями были и прогрессивные черты, что открывали измученному народу перспективы не загробной райской жизни, а земной, радостного и справедливого.
О замысле произведения Данте так писал в письме к Кангранде дела Скала, итальянского вельможи при дворе которого он жил в изгнании: «Спасти людей от позорного состояния и привести их к счастью». Писатель мечтал о духовном спасении всего человечества, поэтому и провозглашал высокие идеалы Добра, Любви, Милосердия, Разума. Тем самым Данте утверждал силу внутренних возможностей человека, верил в ее способность к духовному преобразованию, а вместе с тем и одухотворение всей жизни.
Литературоведы часто сравнивают композицию поэм из огромным храмом прошлых времен, где каждая деталь строго взвешенная и рассчитанная. Три части вмещают весь загробный мир, каким он представал в сознании средневекового человека: «Ад», «Чистилище», «Рай». Аллегорическая цифра «три», что воплощает божественное триединство, является известным замыслом поэта. Вокруг этого числа, в некоторых случаях помноженного на три, возводится строение поэмы. В каждой ее части содержится 33 песни, а всего их 100, поэтому в произведении есть вступление. Все части поэмы имеют форму терцина.
Словарная работа Запись в тетради
Терцина (ит. terzina, от terza rima - третья рифма) - строфа из трех строк п'ятистопного ямба, в которой средняя строка рифмуется с крайним - первым и третьим - в следующей строфе (аба бвб вгв гдг и т.д.), завершаясь отдельной строкой, рифмованным с вторым строкой предыдущей строфы.
Впервые применена в «Божественной комедии» Данте Аліґ'єрі
На полпути своего земного мира
|
А
|
Я попался в мрачный лес густой,
|
Б
|
Потому тропу потерял, окутанную мглой.
|
А
|
О, где возьму силам рассказать
|
Б
|
О лес листатий этот, суровый, дикий,
|
В
|
Потому что ужас от упоминания начинает расти!
|
Б
|
Над смерть страшную горькый он,
большой,-
|
В
|
Но за благо то, что там нашел,
|
Г
|
Скажу про все, что в память взял навеки.
|
в
|
Запись в тетради
Поэма поділяєть на три части - «Ад», «Чистилище», «Рай».Данте назвал ее «Комедией», поскольку она имеет мрачное начало (ад) и радостный финал (Рай) и написана простым стилем, народным языком. Слово «божественная» добавили впоследствии ее поклонники.
Во вступлении говорится о внутреннем состоянии поэта: середина жизни , трагический путь, мрачный лес. «Полжизни» - это лишь 35 лет, которые Данте оценивает как середину жизни, но и переломное мгновение жизненного пути, когда нужно направление сопоставить с целью.
«Ад» состоит из девяти кругов.
«Чистилище» - это освещенная солнцем и покрыта буйной растительностью высокая гора по форме - усеченный конус) в южном полушарии окружена водами мирового океана,у подножия которой-Передчистилище, а выше расположены семь уступов, где души постепенно очищаются от семи смертных грехов. Наконец, на вершине горы - земной Рай, где когда-то жили Адам и Ева.
Чистилище во всем является противоположностью Ада. Вместо стону мучеников является пение. Главная сюжетная линия поэмы остаются встречи с душами умерших.
Третья часть «Рай» - является местом пребывания Божества
Цифра «три» в поэме проявляется и в других формах. Так, Беатриче носит три цвета наряда, в царя ада Люцифер - три пасти, в каждой из них он держит по грешнику. В Аду девять кругов (утроєна троица), в Чистилище им соответствует девять уступов горы, в Раю - девять небесных сфер. Такая строгость в построении поэмы является свидетельством того, что Данте обладал всеми знаниями, которые могли ему дать средневековая духовная и светская науки. То есть произведение Данте имеет достаточно гармоничные пропорции, что является символом стремления поэта к гармонии всего мира
В основе сюжета произведения лежит путешествие героя загробным миром. Этот прием к Данте неоднократно использовался в литературе. Поэту были известны произведения античных авторов. Древние греки и римляне, обращаясь к потустороннему миру, змалювували его как царство вечного мрака, где бродят печальные тени. Гомеровский описание ада, царства Аида, совсем не привлекательный, и даже лучшие люди, герои, подобные Ахилла, быстрее бы хотели быть бедными пна земле, чем в потустороннем мире. Хитроумный Одиссей сходит в царство мертвых, чтобы встретиться с их тенями.
Однако у Данте «путешествие души после жизни» не является решением проблем собственного существования, она превращается в изображение современной ему Италии и всего человечества. В описаниях загробной жизни изложены личные взгляды, симпатии или антипатии автора. В созданном им самим фантастическом мире Данте расправлялся со своими гражданскими, политическими и личными противниками. Недаром немецкий поэт Генрих Гейне назвал Данте «общественным обвинителем в области поэзии». Именно поэтому поэма полна вполне реальных проблем, которые приобретают философское значение.
Произведение называется комедией согласно традиции того времени. Сам Данте говорил, что его произведение написано «средним» стилем. «Высоким», как известно писались трагедии.
Следует отметить, что Данте назвал свое произведение «Комедией». Само название «Комедия» предвещает счастливый конец и показывает, что поэт полон веры в светлое будущее человечества.
8. Сообщения подготовленных учащихся «Переводы поэмы Данте украинском языке»
В Украине произведения Данте были известны уже в начале ХІХ ст. Интерес к Данте отражено во многих произведениях Т. Шевченко: поэме «Иржавец», повести «Варнак», письмах и «Дневнике». Произведениями Данте навеяно и замысел поэмы Леси Украинки «Забытая тень».
Первый перевод на русский язык одного из величайших шедевров мировой литературы - «Божественной комедии» Данте принадлежит И. Франко. В 1878 году он перевел белым стихом первую песнь «Ада». В 1892-1896 годах в львовском журнале «Правда» В. Самойленко напечатал первые десять песен «Ада», которые вскоре вышли отдельным изданием. 1913 года И. Франко издал монографию «Данте Алигьери». Характеристика средних веков. Жизнь поэта и выбор из его поэзии», где подал довольно подробный пересказ «Комедии» с переводом белым стихом многочисленных отрывков поэмы. Полностью «Божественную комедию» перевел Е. Дробязко. Переводами первой главы поэмы «Ад» занимались М. Рыльский и П. Карманский.
Сонеты Данте перевел М. Вороной. В переводе «Новой жизни» приняли участие М. Бажан, Д. Павлычко, И. Драч, В. Коротич и другие.
II. Закрепление изученного материала
Итоговая беседа
- Назовите самые известные произведения Данте.
- Почему поэта изгнали из Флоренции?
- Каким был замысел автора «Божественной комедии»?
- Какова композиция поэмы? Чем это можно объяснить?
- Расскажите о сюжете произведения
- Каким размером написана поэма?
- Как можно объяснить название произведения? Кто так назвал поэму и почему?
III. Домашнее задание. Выучить конспект. Прочитать первую часть поэмы «Ад»
|
|