Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Амфіболія (греч. amphibolta - двойственность, двусмысленность, неясность) - выражение, которое позволяет двоякое толкование. Например, в предложении "Облачко плывет кудрявая, тихо, как сон, тает" (В.Сосюра) слово "тихо" находится в синтаксическом связи со словом "тает" ("тихо тает"). Если первую кому снять, то "тихо" станет частью другого словосочетания - "плывет тихо". В устной речи А. снимает интонация, в писемному - в основном знаки препинания. Неадекватное употребление разделительных знаков приводит к искажению авторского замысла, разрушение образа. Например: "[...] Сносок начиненный, как порхавка (,) зеленым пылью, яростной сукровицей [...]" (Р.Федорів). Отчасти в тексте восприятие А. зависит от ритмоінтонації, в частности от паузы, требует особого, не общепринятого синтаксиса, поэтому обусловливает устранение пунктуации с стихотворной речи. Следовательно образуется двух - или несколько-плоскостная семантическая связка:

холодный птичий крик

ночной ветер на озерах

неопределенная фигура с крыльями из света

в глубокую воронку

всматриваются завернутые в полотна [...]

(Валентина Отрощенко).

Определение "птичий" в одинаковой степени касается здесь и "крика", и "ветра". Так же "на озерах" одновременно находится и "ветер", и "неопределенная фигура" и т.п., углубляя драматизм переживания рокового бытия. А., что строится на внутреннем синтагматичному членении стихотворной речи, наблюдается в активе І.Калинця, С.Сапеляка, Ю.Тарнавського, І.Римарука, В.Герасим'юка и др. А. требует лаконичности и внушаемости высказывания, иногда указывает на способ его декодирования:

[...] кто-то пошел

кто-окно

пересыпал

кто-то

допытывался

как зимует

джмелик воды

перекотивши

свет

кто-то рядом тени

носит

семена

для убитых.

В этом фрагменте стихотворения м. григорива тесно взаємопереплетені слова - каждый раз с предыдущим и последующим, особая смысловая роль выпадает слову "свет" ("джмелик воды перекотивши свет" и "свет кто-то рядом тени носит") - типичный пример

художественной А.