10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН КОЧЕРГА
Ответственность человека за судьбу государства по драме И. Кочерги «Ярослав Мудрый»)
По драматической поэме И. Кочерги иногда возникает вопрос, почему автор не ограничился четким воспроизведением существующей исторической правды, но на основе реальных событий воспроизводит сюжет, преисполненный некоторых неточностей или «грубых ошибок», - відходжень от реалии, что ее занесено в анналы княжеских времен. Ответ на этот непростой, но вполне уместный вопрос следует искать, исходя из размышлений над намерением автора относительно выражения своего мировоззрения в пьесе: во-первых, И. Кочерга пытался показать живого человека с реальными качествами, многогранностью душевного мира, а не конкретно-историческую личность конкретно-историческими поступками, во-вторых, для поддержании, напряженности конфликта, наполненности, живости сюжета автор вводит новые, вымышленные особенности характера, или даже - вымышленные события; в конце концов, автор имеет право на художественный вымысел.
Возникает второй вопрос: что же автор хотел довести до нашего сознания своим произведением? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Нельзя также ограничиться при ответе «голой теорией», сформулировав несколько тезисов, ведь по теме «Ярослав Мудрый» стоит личность, непостижима и многогранна, с ее жизненной философией и оригинальным творческим поиском. Поэтому нужно проникнуться идеями автора, попытаться понять, его мировоззрение, научиться мыслить в соответствии с этим мировоззрением, а уже потом судить о ««правды» и «неправды», о целесообразном и лишнее.
Прежде всего выясним, почему И. Кочерга обращается именно к личности Ярослава Мудрого.
Именно во времена княжения Ярослава Мудрого Киевская Русь приобрела крупнейшей политической и экономической мощи и стабильности, а значит, и наибольшего влияния на международной арене. И все это благодаря поистине мудрой командующей политике Ярослава. Ведь именно он сумел объединить Русь, утопаючу к этому времени в грязи усобиц. Для этого нужно иметь незаурядную волю. Откуда она у Ярослава? Согласно поэме Кочерги, силу воли свою Ярослав черпал из щирої. и непреодолимой любви к своей земле, к своему народу. И именно народ помог Ярославу получить и удержать власть в стольном граде Киеве. Эта любовь народа к своему князю была ответом на заботу Ярослава за судьбу народа и государства. А и действительно, князь не выдвигал пылких лозунгов, не давал фантастической обещаний, не вел многочисленных дебатов, которые так модны были во все времена, у всех политиков мира, что с такой плодовитостью используются современными rope-политиками. Князь принимал конкретные решения не оставались только «на бумаге», а превращались в дело немедленно выполнялись. Князь понимал: чтобы иметь сильную, крепкую страну, чтобы в этой стране всегда царили мир и согласие, необходимо действовать. Правы были древние: что посеешь, то и пожнешь. Правы мудрые: сначала закон, а потом благодать. И был ли прав применяя порой жестокие методы и утверждение законности и справедливости в стране? Был ли Ярослав тираном? А может, мудрым правителем.
Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Ведь идеального в мире Божием ничего нет, и не наша в этом вина. Нет абсолютно праведной и абсолютно своевольной, жестокого человека. Нет абсолютной демократии и абсолютной автократии в мире (прежде всего, потому что идеальное возможно только в теории, на практике же всегда есть определенные отклонения от теории, определенные нюансы, и в этом - вся красота и величие Жизни.
Поэтому Ярослав - живой человек со своими достоинствами и недостатками, личность с большим количеством «противоречий», непостижимых элементарной логикой. И можем ли мы судить человека, исходя из субъективных взглядов, к тому же взглядов сугубо нашего времени. Понятно одно: Ярослав горячо любил свой народ, свою Родину и приложил немало усилий для утверждения своего государства, для поддержания мира и порядка на ее землях, для обороны ее от вражеских нашествий и заговоров, фактически направленных на разрушение культуры, сознания нации, государства вообще. И Ярослав применял наиболее эффективные, по его мнению, средства: меч и книжки - силу и мудрость.
Теперь целесообразно ответить и на вопрос, поставленный вначале: что автор хотел доказать своим произведением? По моему мнению, И. Кочерга стремился показать, что каждый человек должен быть ответственным за судьбу своего государства. Ведь Ярослав не смог бы управлять государством без поддержки народа, не смог бы защитить свое государство без преданности верных ему и стране людей. Так что не только Ярослав, но и каждый русич ответственный был за Русь. Эта ответственность вытекает, прежде всего, из пылкой любви к отечеству, самоотверженности отечестве.
Мне часто приходит на ум, каких бы высот достигло наше государство, если бы каждый ее гражданин сумел переосмыслить ценности, изменить свое мировоззрение, поставив на первое место в своем сознании не материальное, а духовное, если бы у каждого человека возникла неотложная потребность в своей доле ответственности за народ, за лучшую. Поэтому остается только верить, что в конце концов схаменемось, понять свою ответственность за судьбу Украины.
|
|