Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ СТАРИЦКИЙ
Корифей украинской литературы М. Старицкий

Вверх знамя, а светоч - в руки,

И, чтобы не случилось, - вперед!

М. Старицкий



М. П. Старицкий - один из корифеев украинской драматургии. Он оставил глубокий след в украинской культуре. Кроме драматических произведений, писал стихи и прозу, был выдающимся актером, талантливым режиссером, добросовестным общественным деятелем.

Выходец из малозаможної помещичьей семьи, где в большом почете были журналы «Современник», «Отечественные записки», произведения русских и зарубежных писателей, «Кобзарь» Шевченко и сборки украинских фольклорных произведений, юноша уже в студенческие годы сформировал свои общественно-политические и эстетические взгляды.

Работая после окончания университета в Киевском историческом архиве, Г. Старицкий начинает свою литературную деятельность и одновременно совершенствует знания нескольких иностранных языков: английского, немецкого, французского. Позже создает украинскую труппу, которая быстро приобрела большую (можно сказать, мировой) славы.

И по состоянию здоровья через десять лет он оставляет труппу и целиком отдается литературной делу.

Меня поразило то, что всю свою жизнь М. Старицкий подчинил высокой цели :»душой и мыслью послужит родному народу» В письме к И. Франко, своего товарища по перу, он писал: «Это желание, это направление руководили мной всю жизнь, и я не предал их до могилы, ибо верую, что только тогда почтит свой язык народ, когда она станет орудком культуры и науки, когда на ей понесет народа интеллигентный группа и освобождения от экономического рабства и улучшение судьбы...» Как это актуально звучит сегодня!

Свое отношение к личности М. Старицкого я хочу обосновать ориентируясь на его драматургическую наследство (писатель оставил нам 25 пьес).

Из литературной критики нам известно, что как драматург М. Старицкий рос на прогрессивных традициях украинской, русской и зарубежной классики. Возглавляя украинскую труппу, он проявил себя и как режиссер, и как сценарист, и как автор уже известных на то время драматических произведений. Чтобы обогатить репертуар украинского театра, он инсценирует, кроме того, повести русского писателя М. Гоголя, произведения польских писателей Ожешка и Крашевского, перерабатывает сценические драмы И. Нечуя-Левицкого, П. Мирного, переводит на украинский язык драму В. Шекспира «Гамлет».

В пьесах Михаил Старицкий затронул различные проблемы: несчастная любовь деревенской девушки, критика популярной в те годы идеи «слияния» барина с мужиком, социальные взаимоотношения в украинском пореформенном селе, творческие будни актеров, национально-освободительная борьба украинского народа, постепенное нарастание недовольства существующими порядками и т.д.

Среди пьес М. Старицкого, подвижническая жизнь которого достойное уважения и признательности, наибольший след в памяти оставили такие, как «Не судилось», «Талан», «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці», «Последняя ночь».

Пьеса «Не судилось», название которой для приглушения социальной направленности автор менял несколько раз, вошла в так называемый золотой фонд нашей литературы. Главная героиня пьесы - крестьянская девушка Катя. Она влюбилась в господина. История традиционная, и она дата возможность писателю поднять актуальную проблему того времени: отвратительную суть общества, основанного на социальном неравенстве. Писатель не просто освещает проблемы, но и выражает свое отношение к описываемому, разоблачает барский либерализм и псевдопатріотизм в стиле Великого Кобзаря. За личной драмой главных героев автор увидел растленную господскую мораль, носителем которой в пьесе выступает Михаил Ляшенко.

Образ Катерины запоминается надолго. Дзвонарівна искренне любит и хочет спариваться с панычом навеки, однако своим крестьянским умом знает, что спариваются только уровне. В душе девушки есть надежда на добрый исключение. В ответ на предостережение Дмитрия она говорит: «Не зверь же он?!». Но случилось не так, как надеялось: Катя стала .жертвою своего искреннего чувства.

Сильная и волевая, с глубокими душевными чувствами, не смогла девушка преодолеть пассивность барина, который не способен бороться за свою любовь.

Идея драмы напоминает основную мысль произведения А. Тесленко «Страчене жизни»: в мире, где царит жажда наживы, где процветает лицемерие и корыстолюбие, жестокость и разврат, нет места ничему светлому.

Дмитрий Ковбань искренне любит Катю и ненавидит барчуков. Он знает хорошо, что кавалеры всегда жили неправдой. В гневе юноша убивает господина Михаила.

Тему любви М. Старицкий переносит и на страницы социально-бытовой драмы «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці». Однако в этой драме тема любви перерастает в тему социальных противоречий между трудящимся народом и сельскими богачами.

Главные герои драмы - восемнадцатилетняя девушка Маруся и староват Фома, который хочет жениться на Марусе, пытаясь красоту, любовь заменить деньгами.

Хома действует мерзкими средствами: он разбивает счастье влюбленных (Маруся искренне любит Грицко), что приводит к отравлению парня и сумасшествие девушки.

Эта драма, обозначена широким использованием музыкально-песенного фольклора, и сегодня входит в сценический репертуар украинских театров.

Видное место в творческом наследии М. Старицкого занимают произведения на исторические темы: «Богдан Хмельницкий», «Оборона Буніі», «Маруся Богуславка», «Последняя ночь» и «Юра Довбыш». Писатель-драматург художественно исследовал историческое прошлое Украины и тем самым вдохновил современников в их борьбе за независимость родного края. Искренним патриотом земли выступает Степан Братковский в пьесе «Последняя ночь». Он - неподкупный и не понимает тех, кто изменяет «отчизну свою». С его уст срываются мучительные слова, обращенные к Украине: «Что произойдет с тобой, Украина, когда тебя лучшие сыны - из страха, ради маммоны - предадут?».

Драму «Талан» М. Старицкий посвятил самой популярной актрисе своего времени Марии Заньковецкой, которая стала прототипом Марии Лучицкой - главной героини драмы. Лучицкая хочет нести светлое искусства широким массам, воспитывать их. Однако на ее пути много препятствий: бездарная Квятковская, деспот Котенко, продажный журналист Юркович. Лучицкая - волевая женщина. Она находит в себе силы и возвращается к театру.

Пьеса заканчивается трагически: талантливая актриса умирает. Таким горьким был ее талант, такой горькой была ее судьба.

Творчество М. Старицкого заслуживает высокой оценки. По мнению Леси Украинки, он всю жизнь заботился, «чтобы наше слово не умирало» Его многогранная творческая деятельность была подчинена высоким задачей подъем украинской национальной культуры на мировые уровни, розбудженню убаюканных национальных чувств, что есть и на сегодняшний день достаточно актуальным.