Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Григорий Косынка
Раскрытие общечеловеческих и моральных ценностей в новеллах Григория Косынки

Мало кто из писателей мог почувствовать и понимать землю и народ, который на ней работает, так, как чувствовал и понимал Григорий Косынка. Даже свой псевдоним он взял от названия полевых цветов - угольники. Большинство произведений этого писателя посвящен селу и его жителям, трагедии, которая постоянно преследовала их ("За земельку", "Политика", "Помолвку").

В своих новеллах Григорий Косынка ли не впервые в украинской литературе раскрыл черты новой жизни. Его герои сильные и волевые, богатые и красивые душой, всегда яркие, глубоко психологические и жизненно правдивы. В них гармонично сочетаются трудолюбие и красота с высокой народной моралью и разумом.

После бурных дней революции и гражданской войны люди окунулись в новые мечты и надежды. Крестьяне ждали перемен к лучшему, ждали земле. Земля была обещана, разделена, но не принесла счастья. Безжалостную правду страшного разграничения украинского села показано в новелле "Политика". Один лагерь - кулаки и середняки, второй - фанатики новой жизни. Именно таким и был Мусий Швачка - главный герой произведения. Это честный, упорный организатор нового политического жизни. Но он был упрямым, гарячкуватим. Мусий Швачка направил свою деятельность на экспроприацию, отнимая все нажитое добро именно у представителей противоположного лагеря, поэтому и имел врагов пол села. Не имел желания Швея ехать на колядование до богатых родственников женщины, с которыми он три года "на ножах". Эта встреча закончилась трагически - во время ссоры Мусий .Швачка погиб. Итак, "новая жизнь", которое предложили нашему народу, утверджувалося большими жертвами.

Чтобы сохранить свое добро, которое было приобретено в течение многолетнего труда, крестьянин часто вынужден был обманывать власть, прибегать к мошенничеству. В рассказе "Помолвку" идет рассказ о богатого хозяина Петра Рудыка, который не хочет отдать коммуне свое добро. Он решил женить свою дочь с беднейшим в селе парнем, отдать все свое добро, чтобы ничего не досталось комнезамівцям. Он ночью вынужден был вывозить и прятать у знакомых вещи домашнего обихода, зерно.

Автор показывает канун коллективизации, которая по тогдашним желанием была ничем иным как силой, что порождает новые черты сознания крестьянина.

Новеллы Косынки строятся преимущественно на "материале" переживаний и размышлений героя. Так, характер Юрчика ("Перед миром") раскрывается сквозь призму воспоминаний самого героя о детстве, что прошло в нищете, голоде, холоде; о обучение в земской школе; о том, как молотил "богатым дядям"; о "год в тюрьме за революционную деятельность и др.

В новелле "Председатель ходе" раскрывается психология Василия и Павла (отца и сына), что вышли пахать землю, которая не так давно была панской; и разговор между ними, казалось бы, обычная, обыденная: о земле, о борьбе за нее, а из уст Василия слышать даже слова сочувствия рабочим, которые "тоже лямку тянут, как и мы..."

Но настораживает читателя и начало произведения: "Степь был сизый, как крыло орла". Здесь нет света весеннего буйства, что несет радость земледельцу первой вспаханной борозды. Настораживает то, что отец с сыном крутят сигареты из книги о жизни Шевченко. Возникает вопрос: кто же такие эти пахари? Как и с кем они воевали за землю? Ведь и теперь Павел одет в шинель...

Прочитав произведения Григория Косынки, мы увидели, что писатель изобразил сложность душевных изломов у человека, указал на причины, которые заставляли крестьянина часто действовать против своей совести, своего мировоззрения, которые обесценили моральные критерии, сформированные человечеством в течение веков.

Новеллах Григория Косынки учат нас быть внимательными к каждому человеку, какого бы мировоззрения она не придерживалась, к какой бы партии не принадлежал. Нет большего богатства на земле, чем человеческая жизнь.

Мы, как и автор, верим, что больше на нашей земле не будет таких трагических событий, которые будут делить людей на враждебные классы или состояния, через которые неизбежны человеческие жертвы, а следовательно - и коварные, аморальные поступки.