Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Экспрессионизм (лат. expression - выражение) - литературно - художественная стилевая тенденция авангардизма, оформившаяся в Германии в начале XX в., прежде всего в малярном среде (объединение "Мост" и "Синий всадник"), просуществовав до начала 30-х. Источники Е. имеющиеся в романтизме, в "философии жизни" (Ф.ницше, А.Бергсон, А.Шопенгауер и др.), его эстетика встала на отрицании не только міметичних разновидностей искусства, но и импрессионизма, который опирался на выражение мгновенных впечатлений художника. Основной творческий принцип Е. отображение заостренного субъективного миропонимания через гипертрофированное авторское "Я", напряжение его переживаний и эмоций, бурную реакцию на человеческую предвзятость общества, знеосіблення в нем человека, на распад духовности, заверенный катаклизмами мирового масштаба начала ХХ ст., в частности первой мировой войной и революциями. Для Э. характерны "нервная" эмоциональность и иррациональность, символ, гипербола, гротеск, фрагментарность и плакатность письма, лишенного украшений, склонного или к - монохромности, или до подчеркнутого контраста красок, мотивов и т.д. Поэтому часто в произведениях экспрессионистов сочетались противоположные явления - примитивизм рутины с космическим безміром, бытовое вещания с изысканными поетизмами, пошлость с высоким пафосом, пацифистские интонации с активным революціонізмом, екзистенціональні мотивы, обусловленные ужасом бытия, с прокоммунистическими. Самое яркое Е. проявился в лирике, в частности в поэтическом изображении сновидений, гротескных поэмах или "пролетарских" песнях (Г.Тракль, Ф.Верфель, Б и др.), в театральном искусстве (Г.Кайзер, Е.Толлер, Е.Барлах, ранний Б и др.), в прозе Ф.Верфеля, Л.Франка, М.Брода и др. Хотя термин "Э." впервые применил основатель експрессионистического немецкого журнала "Штурм" Х.Вальден в 1911, Э. уже существовал в искусстве и литературе, в том числе и украинской. Некоторые его характерные черты наблюдались в новеллах Стефаника, раскрывались позже в поэзии Т.Осьмачки, Бажана, Юрия Клена, в прозе ("Вне границ боли" О.Турянського), в драматургии (н. кулиш), в театральном искусстве, прежде всего в театре "Березиль" Леся Курбаса, который отстаивал стиль "экспрессивного реализма".