Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ЛЕОНИД МОСЕНДЗ
ПИСЬМО К СЕСТРЕ О РОДОСЛОВНОЙ МОСЕНДЗІВ

«Дорогая моя сестричка! Давно уже не писал я тебе, собственно, не выполнил свою обещание написать тебе все, что я знаю про наши семьи. Но все не было времени и охоты. Но вот теперь пришло мне в голову, что если бы что-то случилось и надо было нам путешествовать «куда глаза глядят», то пропали бы и сведения, которые бы ты хотела иметь. Итак, не откладывая, начну.

Когда мой отец имел родословную, говорят, хорошо проработан. Мне будто помнится, что висел он у нас в Могилеве на стене. Ае как отца не стало - наша бабушка, мать наших матерей, забросила его, мол, родовид - это ерунда, потому что каждый должен быть «сам себе предок», как говорил Наполеон. А она была большая поклонница его. Поэтому о род Мосендзів имею сведения только те, которые мне повествовала мама.

Якобы наша фамилия и шляхетство досталось нам в 1410 г. за участие какого Мосендза-литвина в бою под Грюнвальдом. Топор крестоносца якобы согнулась на его черепе, а ему ничего не случилось. Принимая во внимание твердые литовские капусты и несовершенную тогдашнюю вооруженную металюргію - нет в этом ничего неправдоподобного. Если этого не произошло, то не плохо придумано.

Потом якобы Мосендзи были спольонізувалися, особенно после польско-литовской унии. Наконец были польскими патриотами и один из них будто в конце XVIII века, будучи хорунжим воєвідства Пинського, принимал горячую участие в борьбе с Россией в войсках Косцюшки. За это от него отобрали все, что можно было, кроме жизни, 1 выслали в Сибирь. А уж за Александра И позволили вернуться только на Украину, где поселили на Киевщине т. зв. «государственным крестьянином».

Вот и все, что я знаю о Мосендзів. Судя по темпераменту и нашем протесте против всякого насилия - есть в этом немного правды, особенно если взять во внимание, что тот же наш прапрадед женился по дороге с какой-то «черной ведьмой», как ее после называли в селе Крас-нопільці, где они и заложили украинскую линию Мосендзів.

А может, в этом есть и много фантазии, которой у меня не хватает, ибо вот Ярослав писал о какой-то Франко Мосендз с гор Тарнополя. Может, ничего в том нет, а мне действительно никогда не хотелось грабатися в прахе веков. Была права бабушка и Наполеон: «Каждый сам себе предок».

Моя мама была, как, может, помнишь, Лясковец, а наша бабушка - урожденная Селюжицька. ее мать - наша прабабуня - была из рода Корзонів. Это старый польский род, из которого есть много известных лиц. Об одном из них - пофесора Корзоня - найдешь в энциклопедии, за участие в восстании 1831 г. он был сослан в Казани. Итак, одна из тех Корзонів и была наша прабабуня, что вышла замуж за малого шляхтича Селюжицького.

Был то, как нам рассказывала бабушка, большой патриот, что происходил из семьи, которая всю жизнь отдала на борьбу против Москвы, Его отец или дед, то есть наш прапрадед, был в польских легіях в наполеонівському армии и погиб под Лейпцигом в г. 1813. А его сын одідичив отчество только честь и очень мало денег. Поэтому и был он управляющим имения какого-то своего дальнего родственника.

Ты же знаешь, что те волынские шляхтичи - все родственники. Поэтому и наша бабушка говорила, что она какая-то дальняя родственница князя Сангушко, того, что его большевики г. 1918 ужасно замучили на Волыни. Тогда я помню, как бабушка молилась за его душу и повествовала мне, как она с ним несколько раз танцевала в Варшаве.

Итак бабий отец имел много детей, из которых самому младшему было несколько месяцев, а бабушке было восемь лет, когда он трагически погиб. А именно, где-то на Сочельник Рождества 1861 года он сел на телегу, высоко наложенный соломой, потому что в седле ему стало холодно. И когда въезжал через высокую перекрытую ворота - ударило его затылком о перекладину ворот и он погиб. Детей разобрали родственники. Мать бабунина стала кастеляншею в какого старого родственника, и там выросла бабушка. А потом, как ей было 14 лет, пошла за компаньонку к какой-то богатой семьи шляхетской. С дочкой той семьи и поездил тогда по Польше и Украине. Была в Свободные, Киеве, Варшаве. Везде достаточно жила, научилась была всего того, что за тех времен надо было для шляхтянки. И, может, вышла тогда за какого шляхтича. Но когда была как-то летом на Волыни, где-то в Костополе или где нибудь около влюбилась ,в лесничего царского имения Хведіра Лясковця и вышла за него замуж.

Бабушка нерадо говорила с нами о своих переживаниях, но как-то с ее коротких и скупых случайных замечаний я узнал, что вышла за него замуж против воли своей семьи. Причина была та, что Лясковец не был жаден шляхтич, а до того еще и был «схизматик». Семья отреклась бабушки, и от того времени она загіркла на свою семью и ничего общего с ними не хотела иметь. И вообще была очень відсуджуючих взглядов о «дух польськости» и шляхетства. Только про свою маму вспоминала очень ласково, и одна ее не відцуралась.

Тот наш дед, Теодор Лясковец, имел большой ревир царского имения под своей управой, и наша бабушка была его третьей женой. Когда я однажды спросил бабушку, почему она вышла за вдовца, за старшую человека от нее,- она нахмурилася и ничего не ответила. А потом, засмотревшись в даль, ответила неожиданно, словно не видя меня: «Хороший был»...

От первых двух женщин наш дед не имел детей. С бабушкой имели двух дочерей: мою и твою маму. Дед был, говорят, милая и колегіяльна человек. Хорошо пел, играл и поэтому был в Костополе, где они жили, очень облюбленим. Пел на клиросе в церкви, а с крилоса шел до костела играть на органе. Сам был, как вспомнил я, православным, но бабушка оставалась католичкой. И хоть никакого реверса не давал, но детей крестили на православных. Бабушка была очень толерантна, а то, что родственники отреклись ее и одна сестра даже прокляла - відчахнуло ее от католической правовірности. Но и Лясковці не были, кажется, православные всегда, потому дедова мама была греко-католичкой, с тех греко-католиков, когда были на Холмщине. И когда там запретили греко-католичество, то она ходила к православной церкви, но крестилась иначе, чем православные. И это мне говорила бабушка.

А еще забыл сказать, что отец бабунінового отца, а может, и дед, тот, что погиб под Лейпцигом, имел жену итальянку, с которой женился в Италии тогда, когда там воевал корпус Домбровского в наполеоновских войсках. Из этого, кажется, осталось что-то и в бабушки: была смуглая, имела сросшиеся брови, как и ты, потому что и в тебе есть много южного типа.

Бабунині братья вышли хорошо. Один из них, например, был известным инженером в Варшаве, строителем крупнейшего Варшавского моста через Вислу. Но ни мы к Селюжицьких, ни Селюжицькі к нам никогда не признавались и, пожалуй, не будем признаваться. Из всего комплекса борьбы на востоке и западе осталась в Мосендзів какая-то упорство. Между прочим, один из бабушкиных братьев был расстрелян москалями - молодой 15-летний парень, когда был добровольцем в корпусе Дверницького во время восстания г. 1863.

Вот тебе и все сведения о Мосендзів, Селюжицьких, Корзонів и Лясковців. Если бы не военные события - было бы что-то к нахождению на Волыни, но теперь... всего лишь хороший материал для романа. Я уже его и начал когда-то прорабатывать, но, наверное, уже никогда не докінчу.

Ага, еще про деда. Он умер, кажется, от рака. Потому что очень пил, хотя никогда ке впивался. Только ежедневно выпивал бутылку доброй житнівки и заедал сухой колбасой. А может, то был и обычный желудочный чирей. От водки все может быть. Бабушка осталась без средств к жизни еще молодой - ей было 34 года, твоей маме - 7, а моей - 15 лет. Но своей энергией и трудолюбием воспитала обоих. Помнишь, что твоя мама была очень интеллигентная и начитанная. Она была подобна к бабушке. А бабушка была женщина с большим характером и волей. Хоть и очень не хотела, чтобы твоя мама выходила за твоего отца, но наконец согласилась. Знаешь, что было причиной: что, мол, он не шляхтич. Вот тебе ирония! Такое уже жизнь нелогично и мы вместе с ним...

Вот тебе вкоротці и вся история нашего рода. Еще много всяких таких мелочей и воспоминаний, но все имеет малую цену. Может, когда-нибудь расскажешь твоим детям. Потому что про меня и моих ты все знаешь. Помню я, что, несмотря на свою ультрадемократичність, бабушка все была горда, что в нашем роду не было попов и жидов.

Не любила она того семена. Интересно, что никогда, например, не назвала жида господином, хоть и не тыкала им. Вообще была это достоинство с диктаторскими наклонностями. Она, собственно, меня и воспитывала, потому что моя мама была бесконечно добрая женщина, но никла перед бабушкой, которая к нему всегда обращалась «дзецко».

Ну, а теперь будь здоровенькая, сестричка люба. Целуем крепко тебя и дитеняток, твои преданные Магда, Мария и Леонид.

Наша Маша уже 7 месяцев, весит 7 килограммов и беспрестанно разговаривает, особенно вечером, когда надо спать. Пиши! Поздравляй Ярослава (мужчины. - В. /.). Твой Леонид.

P. S. Я боюсь, что это последнее письмо, которое я тебе пишу, и быстро придется мне скитаться. Если бы здоровье, а то я не выдержу уже. Но пойду. Целую тебя и детей. Твой Леонид».

Из кн. В. Іваниса «Родовид Л. М. Мосендза и его последние письма», в-во «Украинские вести», 1961