Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Роман (фр. roman - романский ) - наиболее распространенный в XVIII-XX вв. эпическая жанровая разновидность, вместительный по объему, сложный по строению Прозаическое (реже-стихотворный) эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей. Главными структурными элементами Г. есть рассказ и создаваемый ею воображаемый мир в пространстве и времени, населенный персонажами, наполненный событиями, заключенным В сюжет. Кроме повествования (изложение от первого лица) или рассказы (изложение от третьего лица), Г. свойственна прямая речь персонажей (в виде диалогов, монологов), описания, авторские отступления. В зависимости от разновидности P., авторского стиля или творческой манеры писателя соотношение между ними разнообразные - от преимущества повествования (рассказа), что является характерным для классического Г., к преимущества описания, диалога или монолога (внутреннего монолога в психологическом P., описания в документальном P.). Рассказчик в своей классической форме, сложившейся реалистичным P., - авторитарный создатель воображаемого мира, который верховодит образами, формирует их, запирает в крепких, окончательных рамках своей интерпретации и оценки. Г. XX в. присущ другой тип рассказчика: рассказчик вступает в "диалогические отношения с чужими сознаниями"; другие сознания являются равноправными относительно него. В такого Г. есть своя традиция - от Ф. Рабле, М. де Сервантеса, Х.-Я.-К.Гріммельсгаузена. И особенно отчетливо она обнаружена в психологическом Г. "Братья Карамазовы" Ф. Достоевського. В украинской литературе элементы диалогичности, полифонии имеющиеся в "Перекрестных тропах" И. Франко. Рассказ определяет и сюжетную схему Г.: от простейшей, эпизодической, которую чаще наблюдаем в повести, рассказе, к сложной, развернутой, присущей произведению с багатолінійним сюжетом. Если в Г. XVIII-XIX вв. сюжет, как правило, соответствует хронологическом и логическом повороту событий, то в XX в. он нарушен причинно-временной последовательности, потому что автор изменяет хронологический и логический ход событий. Связанные идейным замыслом, сюжетом, персонажами, Г. образуют дилогии, тетралогии и циклы. Зародился Г. в середине XII в. на волне стремлений ознакомить европейское общество (прежде всего французское) с античными мифами, произведениями античных авторов. Так появляются первые P.: "Роман об Александре", "Роман о Фивы", "Роман о Трое", "Роман об Энее" - компиляции, перепевки античных произведений. Тогда Г. называли повествовательный произведение, написанное какойнибудь из романских языков (не латинском). В средние века возникают рыцарские Г. (куртуазная, а также цикл артурівських Г. Кретьена де Труа). В эпоху Возрождения появляются пародии на рыцарский средневековый Г. ("Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле) - P. с элементами реализма, в форме сказки-сатиры, заимствованной из фольклора; "Дон Кихот" М. де Сервантеса - прообраз реалистичного Г. Этапным для жанрового развития Г. был XVIII в. Именно тогда, в эпоху Просвещения, предстали авантюрный Г. ("История Жиль Блаза" А.-Г. Лесажа, сентиментальный Г. ("Сентиментальное путешествие" Л. Стерна), готический Г. ("Замок Отранто" Г.Уолпола), а также Г. с элементами сатиры и пародии ("Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Авраама Адамса" Г. Филдинга). Как главный жанр в XVIII ст. Г. выступает прежде всего в английской литературе. Классические черты Г. достигает в XIX в. как реалистичный P., которому предшествуют P., писаны романтиками, - И.-В. Гете, В. Скоттом, В. Гюго, Жорж Санд. Романтики развили Г. исторический ("Айвенго", "Роб Рой" В. Скотта), стали связующим звеном между романтическим и реалистическим Г. Реалистичный Г. развивают О. де Бальзак, Стендаль, Г. Флобер, Ч. Диккенс, О. Пушкин, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Панас Мирный, Б. Прус и др. P. XX вв. - это разнообразные типы и разновидности Г., при формировании которых отчетливо наблюдается смешение жанров. Единой квалификации разновидностей Г. нет. В зависимости от литературных эпох, периодов, течений, стилей и теоретических основ различают Г. просветительский, средневековый, барочный, сентиментальный, романтичный, екзистенціалістичний и т.п. По содержанию - социальной, семейно-бытовой, социально-бытовой, исторический, философский, сатирический, приключенческий, биографический, научно-фантастический и др. За время развертывания сюжета - исторический (изображаются прошлые события), современный (изображаются нынешние события), Г. о будущем (изображаются предусмотренные автором события, например, в научно-фантастическом Г.). По тематике или изображаемым средой - урбанистический P., маринистический P., иногда их считают подвидами P., классифицированных по смысловому принципу (например, автобиографический Г. - разновидность биографического, Г. на тему села - разновидность социального, ' семейный Г. - разновидность семейно-бытового). В Украине Г. появился позже, чем в других странах Европы, что было обусловлено культурно-политической ситуацией, острой цензурой, что преследовала все украинское. Сначала украинские Г. писались на русском языке (Г. Квитка-Основьяненко, Е. Гребенка, П. Кулеш). Первым Г. на украинском языке "Черная рада" П. Кулиша (1846). Значительно развил украинский реалистичный Г. Панас Мирный ("Разве ревут волы, как ясли полные?", "Проститутка"). Развитие украинского Г. связан с творчеством украинских писателей XX ст.: В. Винниченко, М. Хвылевого, В. Самчука, Наталены Королевы, М. Стельмаха, А. Гончара, В. Дрозда, В. Менялы, И. Чендея, Г. Иваничука, Г. Федорива, Г. Горака и др.

Г автобиографический - жанровая разновидность романа, в котором главным персонажем выступает сам автор, а события, помещенные в фабуле, - подлинные события из его жизни. Как образ главного персонажа, так и его сюжет - это художественная обработка фактов, пережитых автором. Одним из древнейших Г. а. является "Исповедь" Блаженного Августина. Типичный образец Г. а. - "Исповедь" Ж.-Ж. Руссо. Р.а. не следует отождествлять с романом-дневником, мемуарною прозой. В мемуарной прозе автора прежде всего интересует мир, который он описывает, а следовательно - собственная персона. В дневнике нет разрыва между временем написания и временем, о котором идет речь в повествовании. Как разновидность Г. биографического, Г. а. более концентрированно и последовательно воплощает авторские взгляды, субъективно трактуя события и факты жизни. Элементы автобиографизма прослеживаются в романах "Дума про тебя", "Гуси-лебеди летят" М. Стельмаха, "Чайка" Д. Бугская, "Волынь". Самчука и др.

Г. биографический - жанровая разновидность романа, в центре описания жизни определенной исторической личности - ученого, полководца, писателя, художника, общественного деятеля и т.д. Г. б. опирается на документы, в то же время значительная роль в нем отводится художественному вымыслу, который белетризує произведение, нередко заполняет пробелы в биографических данных. Продуктивный жанр XX вв. Примеры Г. бы. - "Биография Ф. Тютчева" И. Аксакова, "Возвышенное и земное" Дж. Вейса, "Молодость короля Генриха IV" Г. Манна, "Тарасу пути" А. Иваненко, "Дочь Прометея" М. Олейника, "Сторонец" Г. Андрияшика, "Мария Башкирцева" М. Слабошпицкого и др. Значительная доля биографизму - в Г. "Мертвая зона" Есть. Гуцало, "Чайка" Д. Бугская.

Г. готический, или Г. ужасов - Г., в котором изображены необычные ситуации, ужасы ада, ужасающие жестокости, великие тайны, что превращают человека в игрушку сверхъестественных сил. Сформировался в Англии в конце XVIII ст. Творцом Г. г. считается Г. Уолпол, автор "Замка Отранто" (1765). Выдающимися авторами Г. г. XVIII в. были А. Радклиф, М. Льюис. Действие в Г. г. происходит чаще всего в средневековом готическом замке, занятом атмосферой таинственности. Иногда картины страха в Г. г. имели обратный, комический эффект, но чаще всего хранили воспитательное, дидактическое назначение. Г. г. повлиял на творчество выдающихся писателей первой половины XIX века. -Е.-Т.-А. Гофмана, Дж. Байрона, О. де Бальзака и др., - способствовал формированию новых жанров в романистике (сенсационного, фантастического P.). Восстанавливается в несколько измененной форме в литературе XX в. В частности, в украинской литературе - в форме причудливого P., с "химерами", "чертовщиной", "казацкими приключениями". Элементы причудливого Г. присущи произведениям О. Стороженко, М. Йогансена, 1 Сенченко, О. Ильченко, В. Миняйло, В. Дрозда, В. Яворивского, П. Загребельного. Примером причудливого Г. является дилогия В. Земляка "Лебединая стая", "Зеленые мельницы".

Г. детективный, или уголовный (англ. detective novel, от detektive - следователь; нем. Kriminalroman, от лат. criminalis - преступный, то, что касается изучения преступлений) - один из видов детективной литературы (иногда выделяется как разновидность приключенческого P.). Характерный признак Г. д. - чрезвычайная динамичность сюжета: события разворачиваются быстро, с большим напряжением. Чаще всего это поиски и установление подлинного преступника. Классическими в этом смысле считаются Р.д. А. Конан-Дойля, В. Коллинза, Агаты Кристи, Ж. Сименона, Ф. Достоевського. Во второй половине XX в. возник новый вид Г. д. - т.н. "черный" американский Г., где внимание сосредоточено не на поисках преступника, а на его поступках. Г. д., сформировавшись в XIX ст., стал одним из самых популярных среди разновидностей такой литературы, Украинский Г. д. представляют Ю. Дольд-Михайлик ("И один в поле воин"), В. Кашин ("Справедливость - мое ремесло"). Сочетание детективных элементов с социально-бытовыми, научно-фантастическими присуще Р.д. О. Донченко, Ю. Смолича, М. Трублаини. По тематике, стилевыми признаками, способом конструирования художественного мира можно выделить такие разновидности Р.д.: социальный, политический, военный, гротескно-фантастический, публицистический, психологический, юмористический и др.

Г. исторический - построен на историческом сюжете, воспроизводит в художественной форме какую-то эпоху, в определенный период истории. В Г. и. историческая правда сочетается с правдой художественной, исторический факт - с художественным вымыслом, подлинные исторические лица - с лицами вымышленными, вымысел помещен в пределы изображаемой эпохи. Г. и. положили начало произведения об Александре Македонском, Троянскую войну с i в. н. э., а также французские псевдоисторические романы XVII ст. У них история была лишь фоном для изображения необычных приключений персонажей, а. исторические факты нередко подменялись фантастикой (отсюда название "псевдоисторический роман"). Первый настоящий Г. и. создал В. Скотт ("Уэверли", "Роб Рой", "Айвенго", "Квентин Дорвард"), который сумел совместить исторический факт с художественным вымыслом, пользуясь при этом как романтическими, так и реалистичными способами изображения. Этот тип получил название "вальтерскоттівський", оказал большое влияние на развитие Г. и. в европейских литературах. В эпоху романтизма Г. и. стал одним из самых распространенных литературных жанров, что было вызвано глубоким интересом історіософією. Для реалистичного Р.и. XIX-XX вв. верность исторической правде не исключает обращение к злободневным проблемам современности. Из-за того Р.и. нередко выполняет определенное идеологическое назначение. Иногда историческая эпоха - лишь фон для описания актуальных событий. Для современного Р.и. характерно сближение с другими разновидностями романа - приключенческим, сенсационным, психологическим и др. Его речь, как правило, в определенной степени архаїзована. В украинской литературе образцами Р.и. считаются: "Черная рада" П. Кулиша, "Сагайдачный", "Корниенко" А. Чайковского, "Упыри" Ю.Опільського, "Людоловы" Зинаиды Тулуб, "Клокотала Украина" П. Панча, "Евпраксия", "Чудо" П. Загребельного, "Святослав", "Владимир" С. Скляренко, "Предтеча", "Под вечным небом" Вас. Шевчука "На поле смиренном" Вал. Шевчука, "Мальвы", "Орда" Г. Иваничука "Гнев Перуна", "Золотые стремена" Раисы Иванченко, "Яса" Ю. Мушкетика, "Меч Арея", "Похороны богов" И. Билыка и др.

Г. крутійський (исп. novela picaresca, от рісаго - мошенник, плут) - разновидность эпического жанра, одна из древнейших форм европейского Г. Возник в Испании (анонимная повесть "Ласарильйо с Тормеса"). Г. к. рассказывает о приключениях лихого проходимца, авантюриста - пікаро, выходца из низов или декласованого дворянства, который полностью игнорирует обязательные общественные моральные нормы. Как правило, это слуга, бездомный нищий, "рыцарь случае". Г. к. возник из культурно-исторической ситуации, когда Европа переполнилась бурлакуванням. Г. к. стал антиподом рыцарского романа с его благородными героями. В Г. к. отсутствует сложная композиция, как правило, здесь однолинейный сюжет, события разворачиваются в хронологическом порядке, повествование ведется , чаще всего от первого лица, имитирующий форму автобиографических воспоминаний героев; сюжет имеет авантюрный характер. Наибольшего расцвета Г. к. достиг в Испании в XVII в. ("Жизнеописание плута Гусмана де Альфараге" М. Алемана-где-Енеро, "История жизни пройди по имени Дон Паблос" Ф. Кеведо-и-Вільєгаса, "Хромой бес" Л. Белеса де Гевары). Активно проникает в Латинскую Америку (Фернандес де Лісарді и др.), вскоре повлиял на жанровое развитие литератур других европейских стран. Его художественные приемы использовал Д. Дефо, Г. Филдинг, Х.-Я.-К. Гріммельсгаузен, П. Скаррон, А.-Г. Лессаж, М. Гоголь и др. Поскольку герой Г. к. "путешествует" в своих приключениях различными социальными средами, такой жанр помогал писателям создать общую картину общества, содержал элементы критики и сатиры. В XX в. некоторые художественные приемы Г. к. используют Т. Манн, Дж. Стейнбек и др. В украинской литературе мало обнаружен.

Г. научно-фантастический - большое эпическое произведение, действие в котором ч происходит в будущем относительно времени его написания, то есть которому свойственны прогностические функции. Для Г. н.-ф. характерна ориентация на высокие достижения научной и технической мысли; наряду с фантастическими элементами в нем имеют место научные гипотезы, техническая фантазия, мисленнєве экспериментирования. Истоки Г. р.-ф. - XIX вв. (Ж. Берн). Наивысшего развития достигает в XX в. Нарушает и сложные общественные, социально-политические, философские, морально-этические проблемы (А. и Б. Стругацкие, Г.Уеллс, С Лем, К. Чапек, Р.бредбери, А. Кларк и др.). Если в фантастическом Г. фантастическим есть прежде всего художественное пространство, то в Г. н.-ф. - время. Украинский Г. р.-ф. представляют В. Владко ("Аргонавты вселенной"), Д. Бузько ("Хрустальный край"), О. Бердник ("Чаша Амриты") и др.

Г. приключенческий (фр. roman d'aventures) - роман, сюжет которого насыщен необычными событиями и характеризуется неожиданности-ным их поворотом, большой динамикой развертывания. Для Р.п. характерные мотивы похищения и преследования, атмосфера таинственности и загадочности, ситуации предположения и разгадывание. Одними из первых таких произведений были "морские" Г. Дж.-Ф. Купера и Ф. Мариетта, историко-приключенческие Е. Дюма-отца, социально-приключенческие Е. Сю. Г. п. имеет типологические сходства с Г. фантастическим и научно-фантастическим (Ж. Берн, О. Толстой), детективным и политическим (Л.-А. Буссенар, Л. Жаколіо, Ю. Семенов). Разновидностью Г. п. можно считать Г. сенсационный, в сюжете которого является событие или сообщение, что производят сильное впечатление. Одним из основателей украинского Г. п. с элементом сенсации был Г. Лужницький, автор книг "Комната с одним входом" (1930), 'Тало, гало, нападение на банк" (1935) и др. Типичным примером Г. п. считаются "Прекрасные катастрофы" Ю. Смолича. Иногда разновидностью этого жанра считают авантюрный Г. В своем Г. "Двери в день" Гео Шкурупий сочетает элементы авантюрного, приключенческого Г. и репортажа.

Г. социально-бытовой - основная разновидность реалистического Г. Утвердился в XIX в. Для него характерна идеологизация частной жизни, быта персонажей. Писатели-реалисты, прежде всего французские реалисты Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер, английские Ч. Диккенс и В. Теккерей - раздвигают сюжетные рамки и к личностному, частного аспекта изображения приобщают сцены и эпизоды, охватывающих жизнь всего общества и эпохи. Г. с.-п. часто воспроизводит конфликт между человеком и обществом и таким образом пытается решить его или констатирует невозможность устранения конфликта (И. Тургенев, Л. Толстой, I. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный и др.). Это мастерски обрисован и в Г. с.-п. XX ст. (Дж. Лондон, Г. Манн, Э.-М. Ремарк, Э. Хемингуэй, А. Моравиа, Л. Арагон, М. Шолохов, Б. Прус, Я. Ивашкевич, К. Чапек, В. Самчук, М. Стельмах и др.). Сегодняшний Р.с.п. в основном приобретает черты психологического романа ("Сестры Ричинские" И. Вильде).

Г. тенденциозный - разновидность Г., в котором воображаемый мир, созданный автором, подчинен определенной идеологической позиции. Писатель откровенно стремится подвести читателей к заранее определенных выводов, популяризирует те или иные политические убеждения. Герои такого произведения четко и отчетливо делятся на "положительных" и "отрицательных"; в уста героев "положительных", как правило, вкладываются политические "истины", они становятся выразителями идеологических или политических убеждений автора. Г. т. был типичным для советской литературы (яркие образцы - "День отца Сойки" С. Тудора, романы Ю. Смолича).

Г. в стихах - разновидность смешанного жанра, который объединяет многоплановость, эпические принципы рассказы с субъективностью, присущей лирическим произведениям. Г. в в. стал распространенным в XIX-XX вв. Граничащих с ним драматическая поэма, стихотворная повесть. В Украине заметное оживление этого жанра наблюдается в 60-70-е XX в. (хотя представлен он и в 30-50-е: "Марина" М. Рыльского, "Красногвардеец". Сосюры, "Полесская трилогия" А. Підсухи, "Молодость брата" Л. Первомайского, "Маруся Чурай" Лины Костенко.

Г. фантастический (греч. phantastike - способность представлять) - Г., сюжет которого основывается на фантастике, то есть воображаемый мир которого не соответствует имеющемуся реальному миру или принятом, устоявшемуся понятию возможного. Художественный образ в Г. ф. выходит за пределы мимезис, создается путем моделирования писателем "нового" мира, который живет по своим законам и нормам, благодаря созданию автором двух параллельных миров - действительного и ирреального, фантастического. Истоки этого жанра - в средневековом рыцарском романе XIV-XV вв., который, в свою очередь, достигал глубин міфотворчої народно сознания. Нередко к фантастике прибегают при создании реалистичного, философского, сатирического и др. Г. ("Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Сто лет одиночества" Г. Гарсиа Маркеса). Разновидностью Г. ф. является научно-фантастический. В украинской литературе XX в. возобновил свои традиции фантастический причудливый Г. ("Одинокий волк". Дрозда), а также "условно"-фантастический, причудливо-гротескный (трилогия Есть. Гуцало "Одолженный человек", "Частная жизнь феномена", "Парад планет").

Г. философский - большое эпическое произведение, в котором непосредственно излагается мировоззренческая или этическая позиция автора. Как отдельный жанр сформировался в эпоху Просвещения (Вольтер - "Кандид, или Оптимизм", "Простодушный", "Мікромегас"; Д. Дидро - Жак-фаталист и его хозяин"), возник из необходимости популяризации философии рационализма, сатирического изображения общественных норм, законов и политических событий. В XX в. большое распространение приобретает Г. социально-философский, где в концентрированном виде излагаются философские убеждения писателя, его историческая концепция, глобально осмысливается историческая эпоха. Классическими в этом жанре есть произведения А. Франса "Боги жаждут ч "Современная история", "Таис", "Остров пингвинов", "На белом камне". Элементы Г. ф. присущи украинской лирико философской романистике (О. Гончар "Собор", "Циклон", "Твоя заря"; М. Стельмах - "Четыре броды", "Правда и кривда"), социально-политическим, утопическим романам В. Винниченко: "Солнечная машина" (антиутопия), "Новая заповедь", "Вечный императив". К этой жанровой разновидности обращаются современные писатели ("Дом на горе", "Три листья за окном" Вал. Шевчука и др.).

Г.-дневник - см.: Дневник, Диариуш.