Ольга Юлиановна Кобылянская вошла в литературу как выдающийся художник демократического направления, мастер художественного слова. Она обогатила литературную сокровищницу Украины произведениями, в которых отразилось жизнь буковинского крестьянства и интеллигенции. Все они проникнуты горячей любовью к трудящихся масс, желанием видеть родной народ свободным, счастливым, возз'єднаним.
Эти идеи объединяют писательницу с другими прогрессивными письменни ками, которыми богата история украинской литературы. Но существует особенность, которая присуща только О. Кобылянской. Талантливая писательница является фигурой, наиболее ярко воплощает идею украинского литературного феминизма рубеже веков. Она была феминистка по убеждениям, феминистками выступают ее героини.
Первое произведение такого направления и один из ее первых произведений вообще - повесть "Человек" (1892), посвященная Натальи Кобринской, которая была идейным учителем Кобылянской и приобщила ее к феминизму. Следует за-значить, что у писательницы был очень требовательный подход и принципиальная позиция относительно роли женщин в обществе. Однако прогрессивное утверждение о потребности женщины принимать активное участие в общественной жизни было ограничено теми рамками, в которых представляла себе Кобылянская эту деятельность женщин. Самообразование, самосовершенствование - вот, собственно, программа О. Кобылянской, деятельницы женского движения.
В повести "Человек" чрезвычайно отчетливо отразились эти принципы. Воплощая их в произведение, писательница знакомит нас с Еленой Ляуфер - главной героиней, что долго сопротивляется попыткам мещанской среды свести ее к обычной на то время для женщины положения бессловесной рабыни. Ограничены в своих взглядах интересами собственного благополучия, представители этой среды не живут, а прозябают - бездумно и бессмысленно. Всякое стремление возвыситься над "желудочными" интересами рассматриваются в этой среде как пустое и вредное мечтания. Тем ярче встает на их фоне образ Елены, сильной и цельной личности. Среди этого окружения она выделяется разносторонними интересами, художественным вкусом, тонким пониманием искусства. Она видит свое место рядом с мужчинами в прогрессивном развитии общества. На мой взгляд, именно здесь кроется выдающаяся художественная позиция Ольги Кобылянской: в то время, когда буржуазный мир и его продажная литература сводили человека до уровня "двуногої животные", писательница провозглашает славу человеку - самом совершенном, мыслящему творению природы. И хотя под давлением обстоятельств Елена Ляуфер вынуждена отказаться от мечты о независимом жизнь, стать женой, вернее - рабыней нелюбимого мужа ради материального благосостояния обедневших родителей, она не может до конца смириться с этими обстоятельствами. Девушка изучает своего будущего жениха внимательно, ищет в нем то хорошее, что вы-звало хотя бы уважение вместо любви. Я в этом вижу не только осознанные принципы героини, но и подражания "книжным" идеалам. И это - мое мнение.
Откровенно говоря, меня иногда поражает ее твердость, как будто в нее действительно мужской характер. И этому ложному впечатлению отрицают ее чисто женские черты: она стремится к женскому счастью (но только с мужем, что озабочен ее взглядами); решает приблизить к себе Фельс и в то же время подсознательно пытается отдалить время признание; панически боится своего будущего, но имеет твердое намерение осуществить задуманное. Трогательной является сцена прощания Елены с письмами Стефана Лієвича, самым дорогим, что у нее осталось.
Ольга Кобылянская повестью утверждает, что женщина - неповторимая личность, которая имеет право выбора, возможность поступать так, как подсказывает ей сердце. Она - человек!
|
|