Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Василий Стус
Наша жизнь - театр абсурда (по произведениям Василя Стуса)

Теперь никто не скажет, когда именно Василия Стуса пришло понимание того, что правда и справедливость, о которых трубили на каждом шагу, были на самом деле обманом, несправедливостью и произволом развращенных чиновников. По их амбициями (и это хорошо понимал Стус!) скрывалось пренебрежительное отношение к людям, лютая ненависть В демократии. Лбом мудрого, дальновидного и отчаянного украинца Василий Стус столкнулся с эпохой Брежнева - Щербицкого и понял, что она (система) двигалась только с теми, что вверху, давили сапогами, не заботясь о собственном будущем. И эта система не могла простить Стусу его дальнозоркость, его любовь к Украине и украинцам. Система делала все для того, чтобы уничтожить волелюбця, обуздать его влечение к правде, покорить его дух и убить. Система писала законы, по которым должны были жить люди; законы, в соответствии с которым талантливой интеллигенции не позволено было высказать свое мнение, утвердить свое світовід чутье.

То, что окружало поэта, началось давно. Стус назовет то жизнь театром, на сцене которого играют актеры, что потеряли свое собственное «я», то есть уважительное отношение к себе. Он напишет:

Эта пьеса началась уже давно,

И лишь теперь понял я: то представление,

где каждый собственную сущность потеряв,

и смотрит, и играет. Не живет.

Это строки из стихотворения поэта, который не публиковался. Он был присоединен к делу осужденного Василия и расценивался как письменное доказательство его «вины» перед своим государством.

Система хорошо понимала, что наказанием для таких, как Стус, является медленное физическое уничтожение.

И такого человека сломать было невозможно. Пытки только обостряли в нем реакцию на несправедливость: он свято верил в то, что свободу «не перетюрмувати». потому что на страже стоят, улыбаясь очаровательно, ее избранники судьбы.

В. Стус всегда болезненно реагировал на искажение принципов национальной политики. Спорил, возмущался, протестовал. В своих публицистических произведениях он признавался: «Я просто иначе не могу! И Жить не могу спокойно, и не смогу». После ареста, когда его изолировали, он напишет:

Вот так живу: как обезьяна среди обезьян.

Лбом прогріжним с клеймом печали

все бьюсь о твердые каменные стены,

как их раб, как раб, как нищий раб.

Стус никогда ничего легко не отрекался. В комментарии к приговору суда он скажет: «...своей вины я не признал и в последнем слове».

Как мы знаем из биографии, «судьба долгожданная» застукала в Васильеве двери 12 января 1972 года - с обыском и арестом. Но то действительно была судьба: он почувствовал в камере свободу и полную ясность дороги:

Покинул я гнилой подвал,

оставил майдан Богдана,

где гетман огиря рысью

куда-то гонит щорано.

Я там давненько уже это знал

о настоящих эмпиреи,

а здесь Господь наобещал

гетманские привилегии.

Это исповедь с горькой улыбкой. Ибо, действительно, так мало изменилось внешне: подземелье, в котором Стус работал инженером, было недалеко от тюрьмы... и все это разместилось на полу километре старого княжеского Киева. И то только внешне, а на самом деле именно здесь произошло новое рождение поэта-борца.

Лагерная поэзия Василия Стуса пропитана страшной правдой, духом неволи и нескорення. Поэт создает реалистичные картины того ужаса, который сопровождал жизнь украинского народа на протяжении истории. Поэзия характеризуется глубоким обобщением общественной жизни. Так, в стихотворении «Как хорошо то, что смерти не боюсь», осмыслив свое место в «театре абсурда», поэт создает образы своих единомышленников, которые отдавали свою жизнь за торжество идеалов, за счастливую жизнь народа в целом. Эту же проблему автор рассматривает и в других произведениях, в частности в цикле стихов «Трени Г. Г. Чернышевского». Перед нами предстают мрачные и страшные картины советской действительности: и 1937 год, и годы Гулаговских лагерей. И свое понимание роли народа в жизни государства Стус трактует по-новому. В народных страданиях он обвиняет сам народ, гадая, что именно его (народова) вина в том, что лучшие сыновья гибнут в лагерях. Стусу (как и Шевченко и Франко в свое время) не понятно, почему народ терпит такую страшную несправедливость, почему молчит и повинуется. Читаешь эти стихотворные строки и невольно вспоминаешь «дикого тура» Г. Коцюбинского, на шею которого наброшено ярмо, и он тянет его веками.

В мыслях Стуса - противоречивость самой страны, в которой он ни слова не учил». С одной стороны, страну населяют честные, вежливые, щедрые, трудолюбивые люди, а с другой - представители этих же честных, трудолюбивых ради теплого места в креслах совершали страшные преступления.

Василий Стус предсказывает конец стране, в которой жизнь - театр абсурда. Он выражает уверенность в том, что виновные в народном страдании будут наказаны, а государство «напівтьми и напівсонця» станет государством света и добра, любви и ласки, государством, в котором будут уважать человека-творца.