Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, от лат. renascor - відроджуюсь) -эпоха в истории культуры и искусства XIV-XVI вв., основана в Италии еще в период Передвідродження (Данте Алигьери, Ф.Петрарка, Дж. Боккаччо). Впервые термин Г. употребил историк искусства Дж. Вазари в XVI ст. Выдающимися фигурами В. были Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Е.Роттердамський, Ф.Рабле, П.Ронсар, М. де Сервантес, Шекспир и др. В это время в литературах европейских стран произошли качественные изменения: писательство вместо латыни обратилось в национальных языков, проявило интерес к народному творчеству при одновременном заинтересованы античными, только возобновляемыми образцами. В основу поэтики В. возлагались принципы мимесиса (подражания как греко-римского искусства, так и природы), ясности эстетического мышления, простоты и конкретности. Действительность трактовалась не как зрительная заблуждение, а как единственно данная, "безальтернативная", имеющаяся в гармоничных пропорциях и в открытой ренессансной эпохой перспективе, в чувстве вечного становления, а следовательно, в необходимости активного художественного вмешательства в окружающий мир. Жажда максимальной полноты жизни формировала личность в чисто земном ее самоздійсненні через стихийно-артистический индивидуализм. Художник - центральная фигура этой эпохи - постарался максимально полно раскрыть все аспекты своего творческого потенциала, завоевывал право изменять, совершенствовать окружающую среду по эстетическим законам. Накреслювалася масштабная проекция титанизма, что отвергала любую жертвенность на пути реализации творческой личности за счет собственно действительности в процессе утверждения самостоятельного Я в смысле богоравным, нередко при заниженных моральных критериях (к примеру, Леонардо да Винчи с одинаковой энергии ми писал знаменитую "Джоконду" и конструировал смертоносные пушки). Идеям обожествление художника при осознании его земного статуса И. обязана христианству, сосредоточенной на проблеме божественного призвания человека не за ее субстанцией, а по благодати. Да и само понятие В. - євангелійного происхождения (Евангелие от Иоанна); его источники усматриваются не только в античности, но и в философии неоплатонизма, в категориях Мировой Души и космоса, в земном и небесном временипространстве. Универсальный антропоцентризм В. закладывал в себе элементы классического равновесия и неизвестного эллинам и римлянам "романтического" порыва в пространство, акцентировал принципы гуманизма и постоянной новизны. Титанизм оказался стихийно-індивідуалістичною экспансией пространственно-временных полей, попыткой отождествить вселенную с собой, унифицировать его, навязать ему свою волю, сломить его сопротивление, обуздать и полностью нивелировать. Особого драматизма эта тенденция приобрела в бескомпромиссной борьбе между титанами В. Эпоха В. породила не только божественного Рафаэля или П.Ронсара, но и аморальных авантюрників вроде раблезіанського Панурга, конкистадоров, инквизицию, Н.макиавелли, Саванаролу; даже такой благородный гуманист, как Лоренцо Медичи, имел славу палача и развратника. Крах "универсальной" человека В. с его неутоленным экстремизмом богоподобия, где прорастали фатальные потери зерна нравственного чутья, раскрывал непреодолим барьер между высоким идеалом и его реализацией, между донкіхотською сознанием и жизненными возможностями, витворював феномен зародженої в сутки готики "фаустівської души", направленной в пространство. Лишь ценой глубоко пережитых потрясений и страданий художники дошли до отрицания эгоцентричного титанизма, обратились к поискам истинного гуманизма, к трактовке человека и к цели, а не как средство в чьих-то интересах. Это означало характерное для западной цивилизации возврат к утраченной духовности, присуще уже последней фазе В., в частности Северного (в отличие от Южного, собственно итальянского), проникнутого признакам ман'єризму как рефлексии над искусством, над проблемой соотношения художника и его произведения, над вопросами художественного познания, лишь спорадически порушуваними представителями раннего В. То был "антикласичний" бунт против рациональной ясности и немотивированного оптимизма нормативной ренессансной эстетики, ее миметического закомплексованности, что сопровождалось ироническим отношением к титанизма (Ф.Війон) или принципиальной критикой его экспансионистских притязаний, необоснованных с точки зрения признания слабости человеческого существа в хаосе космоса (М.Монтень, Б.Паскаль). Особого обострения эта тенденция приобрела в эпоху барокко. В. оказалось переходной эпохой, базой для развития европейской культуры и искусства в новом качестве - процесс почти неизвестный народам Востока, в частности и Московской Руси. Украина испытала влияние ренессансных веяний, воплощенных в творчестве латиномовних поэтов (Ю.Котермак, П.Русин, С.Кльонович, С.Оріховськийта др.), в конфессиональной полемике конца XVI - начала XVIII вв. (Христофор Филарет, Стефан Зизаний и др.), которая обнаружила европейский тип мышления. Украинство, подхваченный мощной волной В., переняло гуманистические, свободолюбивые идеи, близкие его ментальности, гармоничное сочетание земного и небесного, но никогда не переживало вспышек титанизма (универсальные фигуры Мазепы, Г.сковороды, Т.шевченко, И.франко, Леси Украинки, Б.гринченко, Леся Курбаса, А.довженко и др. - отличного историко-психологического происхождения), ни пафоса экспансии, испокон веков чужого народа земледельческой культуры. Традиция В. сказалась на специфике других стилевых тенденций, начиная от барокко, на особенностях национальных возрождений как адекватной формы проявления почти неструктурированной, лишенной ожидаемой преемственности отечественной культуры в целом и литературы в частности. Проблема В. в украинском контексте требует соответствующей историко-смысловой конкретизации. Речь идет о "обудження" (Є.Маланюк) или "випростування" (М.грушевский), отличные от классического В., на что в свое время обратил внимание ю. лавриненко, підкориговуючи эмоционально сформулированный М.Хвильовим уподобление украинского В. до итальянского. Когда в Италии В. было органическим звеном в связке художественного прогресса, то в Украине оно имело отличительные черты: это оказывался спонтанное движение вперед, часто с обратными взглядами назад, - миновав ну, в нерешенные вчерашние проблемы. Вынуждена прикованность к спасительному прошлого предопределяла ориентацию на традицию как средство компенсации утраченных этапов литературного и духовного развития. Говорится не об одном В., а о целый ряд перманентных В., что творят или не единую базовую платформу украинства, когда с очередной национальной катастрофы представала новая генерация, представленная преимущественно писательством. И. как інтегрант художественных и позахудожніх явлений наиболее полно характеризует своеобразие украинской действительности и в частности литературы, что проявляется в постоянных всплесках то затиханнях перманентных "обуджень", которых, очевидно, было три. При этом не восстанавливались старые формы, а творческие силы, которые определялись господствующим для каждой эпохи типом мировосприятия: христианским (XIV-XVIII ст.), народническим (XIX в.) и концептуальным (XX в.). Эти названия - условные. Они указывают на месторасположение эстетической концепции - вне литературы, в ее іманентних пределах. В то же время каждое В. имеет свои волны и свое направление. Так, прежде*' возрождение с ренессансными и барочными чертами двигалось от треугольника "Острог-Краков-Львов" до Киева; второе, проникнуто духом народничества, с признаками романтизма и реализма, мало пять фаз (Котляревский и его преемники, Харьковская школа романтиков, Кирилло-Мефодиевское братство, петербургско-киевские общины, писательство Галичины); третье В. характерно своей динамикой, где фиксируется период национального прозрения в Галиции и Надднепрянской украине в начале XX ст., "расстрелянное возрождение" и "пражская школа" 20-30-х, годы Стены (Художественного украинского движения) на территории послевоенной Германии, "нью-йоркская группа", шестидесятничество, творчество поэтов-диссидентов и постшістдесятників, волна вісімдесятників и др.