Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
ПЧЕЛА И ШЕРШЕНЬ

Шершень спросил у Пчелы, почему она такая глупая. Ведь, хорошо зная, что плоды ее труда полезнее для людей, чем для нее самой, и к тому же часто ей вредят, принося вместо награды смерть, Пчела не перестает делать глупости - собирает мед.
Пчела ответила своему советнику, что дурак он сам. Мед по вкусу и медведю, да и Шершни нечестно его достают. Пчелы, если бы захотели, могли бы по-воровски добывать мед, когда бы только кушать любили. Но для них несравненно большее наслаждение собирать мед, чем потреблять. Для этого они рождены на свет и делать так, пока не умрут. А без сего жить, даже купаясь в меду, для них - «самая свирепая смерть».
Сила [мораль]. Шершень - обобщенный образ людей, живущих грабежом других и созданы лишь для того, чтобы есть и пить. Пчела же - мудрый человек, который трудится в «сродном деле», то есть по своему призванию. Немало Шершней бессмысленно говорят: зачем, например, студенту учиться, если ничего за это не имеет. Они не понимают, что дело, которое приходится по душе, дает наибольшее удовлетворение. По природным законам живут животные (Борзая, Кошка, пчела) и самые мудрые из людей (например, древнеримский государственный деятель и писатель Катон).
Нет большей радости, как «жить по натуре». Это означает не удовлетворение низких потребностей и скотської похоти, а выполнение своего природного предназначения в жизни. Именно про такую близость к природе сказал древнегреческий философ Эпикур: «Спасибо большое блаженной натуре за то, что нужное сделала нетрудным, а трудное ненужным». Придерживаться таких правил в жизни - значит угодить Богу, ибо «все в нем и он во всем».