Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Мое любимое произведение М. Волнового

Сколько неожиданностей и сюрпризов часто готовит человеку судьба! Сколько взлетов и падений, радости и горя, испытаний и побед ждет каждого из нас в далеком или, может, совсем близком будущем. Мы не знаем, какую дорогу выбрать, чтобы прийти к счастью, а не растеряться в жизненном водовороте. Но чуткое сердце и пытливый ум призваны спасать каждого из нас от краха, делать достойными называться людьми, формировать необходимые для этого качества. Поэтому мне кажется, что никакая «сверхцель» не может оправдать жестоких средств ее достижения.
Именно этой проблемы коснулся во многих своих произведениях Николай Волновой. Его новеллы пронизаны болью, рвением, страстной верой в необходимость служения идеалу - построении справедливого общественного строя, который обещали коммунистические лозунги. Но как часто оказывалось, что все это достигается ценой невинно пролитой крови, убийства близких или совсем незнакомых людей. Даже и тех, которые воспитывали, учили своих детей творить добро, закладывали в их душах «разумное, доброе, вечное», прививали искренность, сострадание.
По моему мнению, в этом и заключается основной пафос новеллы Волнового «Я (Романтика)». Как рука сына могла подняться на ту, что дала ему жизнь? Что руководило поступком убийцы, которого ласкала и ласкала, растила и учила мать? На свою гибель растила... Такие вопросы и размышления возникали у меня во время чтения произведения.
Новелла «Я (Романтика)» посвящена «Цвітові яблони» Михаила Коцюбинского, поэтому вызывает параллель между главными героями произведения, от лица которых ведется рассказ. Очевидно в обоих случаях есть «раздвоение личности». Что же находится на полюсах души обоих персонажей? Непосредственность, трепетность человеческих эмоций, переживаний - и одержимость идеей, в каждом случае своей.
Родина мерещится герою Волнового в образе Матери Марии, которая родила сына. Именно он, ее неугомонный сын, построит некогда желанную коммуну. Оставив родной дом, лирический герой становится чекистом, как будто и полагается романтику за «чрезвычайных обстоятельств» (ЧК русском расшифровывалось как «чрезвычайная комиссия»). Он вскоре вынужден выбирать между чувством любви к матери и преданностью «светлой идеи». Жизнь близкого человека» на ярком фоне идеи теряет стоимость. Рука «м'ятежного сына» не должна дрогнуть. Цель все-таки оправдывает средства? Неужели в светлом будущем не найдется места для родного существа? Чем же оно тогда так освещено? Какими идеалами, если не этическими, которые испокон веков делали человека человеком? Можно задать много вопросов, но найдем ответ.
Лирический герой и автор - не одно и то же. И все-таки Волновой, видимо, также не мог на определенной жизненной пределы ответить на эти мучительные «чем», «почему», «для чего». Именно поэтому его судьбу решила пуля.
Новелла «Я (Романтика)» интересна для меня как раз тем, что в ней раскрывается внутренняя противоречивость человека между этическими ценностями и властью абстрактных идей. Читая произведение, я чувствую и понимаю, в каких жестоких муках происходит такая борьба. Но, кажется, глубокую боль автора и героя, их прозрение правильно настраивают читателей на нее...