Если поверить, что краткость - это сестра таланта, то на его весах должно быть взвешено каждое слово из произведений Стефаника, потому что писал он преимущественно в жанре новеллы. Каждый его шедевр содержит человеческую боль, вылитый на нескольких страницах. Достигает этого писатель выбором нужного слова, теми впечатляющими деталями и штрихами, подобранными с абсолютным художественным чутьем. То, что мастера больших прозаических полотен могут обнаружить через портрет, раскрыть во внутренних монологах героев, утвердить через художественный описание, подчеркнуть в співзвучному или контрастном пейзаже, то есть развернуть на многочисленных страницах произведения, не ограничивая себя, новеллист должен описать несколькими фразами. Может, Стефаник поэтому и остановил на этом жанре свой творческий выбор, потому что имел поразительную способность выхватывать из жизни самое существенное и характерное.
Удивляет в творчестве Стефаника глубокая психологическая достоверность написанного, убедительная мотивированность каждого поступка, каждого сюжетного поворота. Трагедия доведенного до отчаяния крестьянина, который не знает, что дальше делать, присутствует в каждой новелле. Несоответствие между внутренним миром героев и их поступками - это результат тяжелой жизни крестьян, по мнению автора
В знаменитой «Новости» Гриц Летучий не бьется в отчаянии, не произносит монологов над обреченными им же на смерть маленькими дочками. Мы не найдем в сочинении подобных доказательств родительской любви. Гриша ведет детей топить. Он, как каменная глыба, устал терпеть и решил прекратить ужасные муки голода, которых многие получили дети.
Жутко становится от такой странной решимости. Но обессиленный горем отец-детоубийца заботливо дает «бучок» одной из дочерей после того, как она выпросила себе жизнь, чтобы, возвращаясь в село, было чем защититься от собак. А потом так обезоруживающе-мягко, человечно наставляет ее на путь; нам трудно поверить, что этот человек собирался убить собственное дитя. Сердце вздрагивает от такого неожиданного проявления трогательной родительской любви.
Отец, таким образом попрощавшись с ребенком, медленно переходит реку и так же медленно и уверенно, с впечатляющим осознанием того, что делает, идет сдаваться властям, чтобы принять наказание за совершенное преступление. Эта невозмутимость психологически мотивирована, она показывает, насколько измучен жит тям этот человек. Гриша любит своих детей, но видит в их смерти роковую необходимость, чтобы эти маленькие существа не мучились так, как он.
Главный герой рассказа «Каминный крест» Иван Дидух вместе с семьей должен уехать в Канаду в поисках лучшей жизни. Он прощается со всем селом, и перед читателем проходит его жизнь, которое Иван вспоминает. По крайней мере такое впечатление складывается от прочитанного. Но если задуматься, то из всего пережитого Иваном автор рассказывает лишь о возделывании так называемого «горба», в частности о тот один день, когда Иван с натугой волок на свой клочок земли борону и простудил себе поперек на вершине того холма. И его также, как на смех, согнуло горбом. Через это прозвало село Ивана Пере-ломаним.
Пожалуй, наиболее удачной психологической находкой Стефаника является каменный крест, который бедный хозяин еле выволок на свой горб земли и поставил там, чтобы когда он стал памятником на могиле ему и женщине; Ни за чем не жалеет Иван перед отъездом так, как за тем холмом и крестом. Они стали символами: горб - тяжелого труда, крест - желание умереть на родине. Недаром говорят: неси свой крест. Он нес его всю жизнь и будет им преследуемый даже в канадах. Эти, казалось бы, незначительные детали показывают нам отчаяние человека, вынужденного покинуть родной край и искать лучшей доли. Писатель показывает внутреннее раздвоение героя, которое мы испытываем, читая новеллу.
Надо было хорошо знать, что по чем на этой земле и что такое труд, и что за люди живут в этом крае, чтобы писать о них так, как писал Василий Стефаник. Умение точными словами изобразить глубинные психологические причины поступков, трагизм судьбы героев требует не только специфического литературного таланта, но и живого переживания за свой народ, пусть пока что унижен. За сюжетными событиями в новеллах можно увидеть неожиданные объяснения изображаемых событий, и уже не хочется осуждать того, кто объективно должен был бы быть осужден. Именно совершенство формы и психологическая мотивированность новелл Стефаника позволили Ивану Франко так оценить этого мастера: «Стефаник - абсолютный господин формы, ... истинный артист Божьей милостью, которым уже сейчас можем повеличатися перед миром».