Децима (от лат. decima - десятая), или Еспінела (по имени испанского поэта XVI cm. В. Еспінеля) - десятирядкова строфа с постоянной схеме рифмовки: аббааггддг. Первый четверостишие имел завязку лирической коллизии, последний - ее развязку. Д. употреблялось в испанской поэзии и как стихотворная форма глоссы. Иногда, прежде в русской поэзии (Г.Державін, О.Радищев), сроком Д. пойменовували десятистрочная одичну строфу, чаще всего с чотиристопним хореєм, где сочетался четверостишие (абаб) с шестивіршем (ггдеед). Ею пользовались и украинские поэты (И.максимович, "Ода на первый день мая 1761 года"; Котляревский, "Песня на Новый 1805 год..."), она легла в структурную основу поэмы И. Котляревского "Энеида", написанной чотиристопним ямбом. К Д. обращались и другие украинские поэты, в частности Юрий Клен в эпопее "Пепел империй" (в третьей ее части), что обусловлено композиционными потребностями этого произведения:
[...] По привычке буду только ямбом
Вам баналюки тут плести.
Да и то лишь чотиристоповим:
господин Котляревский им писал,
когда меня он славословив,
когда гекзаметр запустил.
Строфа - мой виз, строки -- колеса,
а тех колес в телеге десять.
их ритмом-ободом стянуть,
Мажьте их дегтем - сердца кровью
и рифмы-шпицы яворове
мне крутить помогите.
Эти слова Ю.Клен вкладывает в уста Энею, который вызывается быть проводником в советских концлагерях.
|
|