Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Децима (от лат. decima - десятая), или Еспінела (по имени испанского поэта XVI cm. В. Еспінеля) - десятирядкова строфа с постоянной схеме рифмовки: аббааггддг. Первый четверостишие имел завязку лирической коллизии, последний - ее развязку. Д. употреблялось в испанской поэзии и как стихотворная форма глоссы. Иногда, прежде в русской поэзии (Г.Державін, О.Радищев), сроком Д. пойменовували десятистрочная одичну строфу, чаще всего с чотиристопним хореєм, где сочетался четверостишие (абаб) с шестивіршем (ггдеед). Ею пользовались и украинские поэты (И.максимович, "Ода на первый день мая 1761 года"; Котляревский, "Песня на Новый 1805 год..."), она легла в структурную основу поэмы И. Котляревского "Энеида", написанной чотиристопним ямбом. К Д. обращались и другие украинские поэты, в частности Юрий Клен в эпопее "Пепел империй" (в третьей ее части), что обусловлено композиционными потребностями этого произведения:

[...] По привычке буду только ямбом

Вам баналюки тут плести.

Да и то лишь чотиристоповим:

господин Котляревский им писал,

когда меня он славословив,

когда гекзаметр запустил.

Строфа - мой виз, строки -- колеса,

а тех колес в телеге десять.

их ритмом-ободом стянуть,

Мажьте их дегтем - сердца кровью

и рифмы-шпицы яворове

мне крутить помогите.

Эти слова Ю.Клен вкладывает в уста Энею, который вызывается быть проводником в советских концлагерях.