Один из величайших поэтов мира Гете когда-то сказал: "Кто хочет понять поэта, должен отправиться в его страну". Страна эта - творчество. Идем в страну Леси, где все дышит любовью к людям, высокой духовной силой и
нежностью.
Во всем, что писала Леся Украинка, - от нежной элегии журнальной статьи - клокочет сильный поток чувств, раздается голос - внутренне раскованный голос человека, познавшего свою силу. Слово Леси Украинки - это пламя, которое подобно природного огня, и светит, и греет, и сжигает.
Уже после появления ее первого сборника стихов "На крыльях песен" Франко провозгласил знаменательные слова: "Украина, на наш взгляд, сейчас не имеет поэта, чтобы мог силой и разносторонностью своего таланта сравниться с Лесей Украинкой".
Открывается сборник стихотворением "К тебе, Украина, наша бездольная иметь". Печаль и плач над судьбой Родины звучит в этой поэзии, ибо такова была тогдашняя действительность. А в стихотворении " Contra spem spero!" Леся Украинка провозгласил свое кредо:
Так! Я буду сквозь слезы смеяться,
Среди бедствия петь песни,
Без надежды таки надеяться,
Буду жить! Прочь думы грустные!
Особое место в первом сборнике поэтессы занял стихотворение "Досвітні огні", в котором Леся выражает свое отношение к страшной царской действительности, воплощенной в образе "темной ночи", что спрятала людей под "черные широких крыла", покорив все живое "темной силе" и заставив его "спать как в могиле". Леся Украинка приветствует появление на исторической арене великой, могучей силы, которая называется рабочим классом. Именно он поведет борьбу с миром зла до победного конца. Произведение этот дышит оптимизмом, верой в победу света над тьмой. Среди тьмы и мрака за-г клично раздается: "Становись, хто живий, в кого думка повстала Г" Своим горячим словом поэтесса зовет к бою.
Поэтические произведения Леси Украинки имеют преимущественно общественное звучание. Однако ее перу принадлежат и настоящие шедевры интимной и пейзажной лирики. Особенно интимная лирика волнует нас силой духа, искренностью, глубиной настоящего человеческого чувства. Поражают трогательные стихи, посвященные С.Мержинському - близкому другу поэтессы. Его преждевременная смерть вырвала из израненного сердца болезненные строки, полные грусти, отчаяния, рыдания. В этих стихах, звучит разлука, скорбит зболіла душа. Но никогда гражданское мужество не покидает Лесю Украинку. Она всегда на поле битвы, потому что "в сердце крики раздаются боевые". Леся прежде всего - поэт борьбы, исполненной мужества человеческого духа:
Эй, блискавице, громова сестрица,
Где ты? Разбей злые чары!
Пусть мы хоть раз заговорим громом,
Так как весенней тучи!
Цикл стихов "Слезы-перлы" имеет отчетливое политическое звучание. Поэтесса понимает, что слезы, даже самые горькие, не могут помочь народному горю: "Что слезы там, где даже крови мало". ее слезы-жемчуг викрешували из равнодушных душ искры мести, становились жгучим огнем, сожаление и тоску вращали в орудие борьбы.
Леся Украинка всю свою жизнь готова была превратить в подвнг, на вечное горение. Из любви к родному народу росла ее ненависть к покорного рабского ношение оков. Сердце поэтессы горит и истекает кровью от понимания того, что в кандалы рабства закован дух народа, что раб смирился со своим позорным положением, своей судьбой раба и даже не протестует. Стыд гнетет и жжет сердце Леси, и она обращается к человеческой совести, хочет разбудить чувства достоинства и гордости, напомнить человеку, что он - человек! Рабство сознательное - самое позорное рабство. Вот почему Леся с болезненно-жгучим чувством пишет:
О, стыд молча гибнут и страдать,
Как имеешь в руках хоть заржавленный меч.
Шли последние годы XIX века. Это были времена революционного подъема. И Леся призывает к борьбе, где „без удержу свирепствует страшная, неусыпное война", где "играют на небе зарницы, ясные зарницы". Слышать голос отважного борца:
Даю тебе этот меч, зря, что ты не сильная,
Мой меч не тяжелый для отважных рук."
Битва будет нелегкая, будут поражения, падения, страшные жертвы и кровь. И все это зря: .
Я знаю это и жду страшных ночей,
И жду, что среди них тот огонь загорится.
Где теплится железо для мечей,
Закаляется ясная и твердая сталь.
Величественный и могучий образ титана Прометея стал ведущим в изображении положительного героя, бесстрашного борца, который олицетворял идеал всей эпохи. Потомки Прометея готовы "лучше врагу на одсіч дать голову", чем ниціти в рабстве. Дух их независимый и непреодолимый. Вот юноша, поверженный, распростертый, к земле пригвожден копьем, говорит "Убей, не сдамся!" Вот служанка гордо и пренебрежительно бросает в глаза завоевателю:
Ты меня убить можешь,
Но жить не заставишь.
Оптимизм, вера в силу свободолюбивого духа - наиболее замечательны черты Лесиного слова. ее поэтические образы не дают знидіти человеческому сердцу. Они будят мысль, облучают радостью и верой победа добра над злом.
Борьба и труд. Эти две ведущие звезды сопровождали поэтессу в жизни. Жизнеутверждающий пафос присущ всем произведениям Леси. Именно это и дало основание {.Франкові назвать Лесю Украинку самой мужественной поэтом Украины.