Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Иван Вирган (1908-1975)

СОДЕРЖАНИЕ
Иван Вирган

Иван Вирган принадлежит к числу тех поэтов, чье зрение и слух, мысли и чувства нуждаются в полной гармонии, кто не умеет произносить высокие слова и громкие фразы, по звону которых не слышно подлинной поэтической музыки, что имеет способность долго відлунюватись в душе. По манере своего творчества - естественностью голоса, тихой, рассудительной мудрости, трогательной душевной открытостью и искренностью, органической близостью к источникам народной песни, которые присущи лучшим его стихотворениям, он - проникновенный лирик, поэт, гены творчества которого в глубинных народных традициях. И. Вирган никогда не стремился совершить революцию в своем мировосприятии, не искал новых форм самой техники стихосложения, хотя и вынужден был прибегать к «новейших форм эстетики», откликаясь на запросы «пролетарской культуры», чем, собственно, и обусловлена его трагедия как художника. И кто знает, какие поэтические шедевры мог бы создать этот автор, если бы на его долю выпала другая историческая эпоха, если бы она, та эпоха, не так жестко покорял своим интересам сознание и творческое вдохновение молодых дарований, уже с первых шагов их вхождения в литературу не зажимала в свои ограничено-декларативные схемы, давали пространство только «воспеванию и возвеличенню», не оставляя возможности свободно осмысливать и переживать многоголосие действительности, зато и не выдвигая особенно высоких требований к их художественного мастерства.

Сердце, сердце! Ты не можешь предаст,

Ошибиться в своих песнях...

писал поэт в одном из своих ранних стихотворений (сборник «Сад дружбы», 1935), писал искренне, надеясь, что его муза таки не предаст, не позволит покривить душой, стать творцом агітноплакатних стихов. Однако предал ее сам. И поэтому его творческое наследие состоит из двух контрастных параллельных планов. На первом из них. Вирган - действительно самобытный, тонкий художник, вдумчивый философ, мастер проницательных психологически-сповідальних монологов, предельно точных эмоционально-насыщенных пейзажных зарисовок, который умело пользуется всеми богатствами и возможностями поэтического арсенала: звукописью, паралелізмами, ритмико-мелодическим строем украинского классического стиха. На втором плане он - певец «нового мира», автор описательно-идиллических картин счастливой жизни, трудовых доблестей, состоятельных артелей, МТС, ГЭС и других признаков нового общества. И тут уже говорить про художественную ценность не приходится...

Иван Аникеевич Вирган (Вергун) родился 1 июня 1908 г. в с Матвеевке (теперь Клищенцы Чернобаевского района Черкасской области). Стихи начал печатать на страницах журналов еще в 20-х годах. «Вооруженная лирика»- первый поэтический сборник И. Виргана, которой он, 26-летний юноша, дебютировал в 1934 г.

Сборник состоит из стихов, написанных И. Вирганом протяжении 1930-1933 гг. Однако тематический диапазон книги молодого автора успешно укладывался в рамки требований нового творческого метода, о чем свидетельствуют четко сформулированы циклы: «Ритмы работ» и «Оборонительные мотивы».

В большинстве стихов «Вооруженной лирики» (написанной в годы чудовищного по своим масштабам голодомора) поется хвала труду и состоятельному новой жизни. Поэт торжественно рассказывает «О пятилетках... сев... И о том, что весна несет Новую классовую борьбу («Первые шишки»).

В бодрой, патетической тональности звучат и оборонительные мотивы. И несмотря на тематическую сужение, юношескую безоглядность (а кое-где и откровенная безвкусица, неуместность сравнений: гармошка - «пласты пашни быстрые. И мотором она казалась с праздношатающимся, яловим ходом», «сны бойцов плодотворчо глубокие», которые ярко иллюстрировали не естественные для стиля И. Виргана обращение к новым, добытых силой, но «созвучных временные» ассоциаций, которые отвечали бы запросам «новой культуры»), некоторые стихотворения сборника показали лирический талант молодого поэта. Это, скажем, такие произведения, как "Песня», которой открывается сборник, поэзии «Поворот из лагерей», «Лирическое наступление» и другие, что тяготели к жанру народной баллады, психологически викристалізованої новеллы. Для этих стихов характерны расчетливость мысли, мелодичность звучания, тонкий ритмический рисунок:

Ночь течет прохладой зрение

Над палатками дивизиона...

Дух сосны смыва мой сон и усталость,

Словно горы наметился бор.

Ночь течет прохладой зрение.

Собственно, начиная с второго сборника «Сад дружбы», которая увидела свет в 1935 p., И. Вирган пытается отказаться от декларативности и плакатності высказывания. И хотя и здесь тематика остается той же («летописание славных трудовых свершений»), речь поэта становится прозрачной, фраза - плавной и певучей, деталь выразительнее. Влюбленность в родной край, его природу, искреннее внимание к простому человеку в определенной степени компенсируют иллюстративность и схематизм отдельных произведений.

В последующих предвоенных сборниках («Джигиты», 1937 и «Счастье-судьба», 1938) И. Вирган стремится проявлять личностный подход к каждой теме, даже интимную лирику переплести с судьбой народа, историей. Поэт с тревогой делится предчувствием неминуемой войне («Перед войной», 1940), он также готов к бою, свято верит в победу:

Пение и смех зазвучит в моем краю,

Закрасується в тишине колосья.

О, если бы и мне на Украину свою

Вернуться тогда пришлось!..

Пройдя войну солдатом с оружием и пером, И. Вирган оставил пронзительные и мужественные поэзии. Это стихи «Над Росью», «Жахна быль», «Еще дым от взрывов», «Темно и тихо в землянке», «В лагере смерти», которые вошли в послевоенной, не лучшей его сборника «Поворот солнца на лето» (1947). Некоторые стихи этого периода проникнуты настоящей трагедійністю, как, скажем, поэзия «Слава бойца»; «Под грудь влучено его - Товарища моего. Упал под вербкою, как бег. На цвічений моріг. Подаленів огонь. И звон, и грохот, и гром, а он...»), в которой звучит щемящая боль по погибшим - перекличка с поэмой Тычины «Похороны друга». То же и в миниатюре «1942 год», где поэт несколькими штрихами воссоздает глубину человеческих страданий.

Одной из жемчужин украинской лирики периода войны поэзия «Темно и тихо в землянке», где лексика, звуковая полифония, ритмика, построение сюжетного рисунка - все подчинено воспроизводству невыразимого страдания одинокой маленькой детской души, которая в темной промерзшей землянке («В дневном приюте ночи») будто замирает в горьком долгом ожидании возвращения отца.

Признанный в свое время литературной критикой как «певец труда» еще за первыми своими сборками, И. Вирган и дальше разрабатывает эту тематику. Особенно показательными являются поэмы, вошедшие в сборник «Матвеевка над Сулой» (1949). Многоплановая, написанная белым стихом поэма «Матвеевка над Сулой», как и стремительная, диалогическое повествование о буряківниць «Орільські девушки» - дань пафоса мирному труду, энтузиазму простых тружеников* Эти поэмы составляют своеобразный «репортаж» эпохи со всеми ее непременными атрибутами, с мечтами о счастливом будущем. Написаны они в разной стилевой манере, но обе слишком детализированы, торжественные и наивные, и хотя искренность автора и здесь неподдельная, о художественной ценности говорить не приходится.

Поэт неутомим в своих наблюдениях и замилуваннях красотой «мира», его живых форм, цветов, звуков. Сосредоточенность на деталях, умение создавать эмоциональную картину через ряд штрихов и наблюдений, обусловленные его способностью «живописать» словом, переливать в стихотворный строки свои чувства просто и страстно, оформлять филигранно точные психологические миниатюры, пейзажные зарисовки, как эта:

Устал день,

Оставил сенокос,

Дунул на солнце,

Забодал лес,

Взял на плечи

Облако-пуховицю

И отправился спать

На небесный виз..

Значительное место в творчестве Виргана занимает интимная лирика. Его лирический герой - требовательный и нежный, мужественный и чрезвычайно деликатный, его чувства кристально чисты и глубинные. Такие стихотворения, как «Еще деревья не расцвели», «Чего вдруг сникла», звучат как народные песни, нравственная чистота светится в строках стихотворения «Ты говоришь, что женщина никогда еще так не любила».

Сборки «Цветущие берега» (1950), «Страна счастья» (1951), «Стихи» (1954), «Избранное» (1956) и другие в основе своей составляют стихи прошлых лет, над которыми автор добросовестно работал в течение всей жизни, дорабатывал, редактировал, совершенствовал.

Поэтическое начало доминирует в Виргановій прозе. Тяжелое воспоминание войны, страдания родного народа не оставили ему покоя. Одним дыханием в 1947 г. он написал полтора десятка рассказов. Большинство из них - о жизни простых людей на оккупированной земле, о трудностях и испытаниях, которые выпали на их долю. Писатель не дает широких эпических картин войны, борьбы непокоренного народа с захватчиками, что было характерно для литературы послевоенного времени.

Цикл рассказов начинается произведением «Даша с братиком». Это рассказ о горестную сельскую девочку и ее братика, которые, потеряв маму, отправились на Полесье искать отца. Просто и трогательно, эпизод за эпизодом писатель раскрывает состояние души маленького человека на путях ее опасных, полных приключениями путешествий, медленно раскрывая характер и внутреннее состояние своей героини. Гуманизм произведения, его трогательно нежная строгость и художественная выразительность ставят это произведение в ряд лучших достижений украинской новеллистики.

Полно и убедительно жизненный и эстетический идеал Виргана раскрывается в рассказе «Красота». В центре произведения - рассказ о том, как женщина пережила тяжелые годы оккупации (об этом она пишет в письме к мужу на фронт). Второй план - сама атмосфера рассказа. На глазах читателя происходит духовное обновление Василисы во время писания письма. Автору удалось воссоздать внутреннюю красоту женщины, что после пережитых во время войны скитаний снова лелеет надежду. Драму двух сестер, лишенных войной семейного счастья, раскрыто в рассказе «Мороз». Несколькими штрихами автор умеет воссоздать внутреннее состояние своих героев, многогранность характеров. Язык его рассказов лаконична и выразительна, полна сердечностью и теплотой.

Одним из первых в украинской послевоенной прозе Вирган начал психологически тонкие, пронзительные рассказы о войне, какой ее испытали и пережили те, кто оставался в тылу врага. Позже его традицию (60-70-х годов) достойно продолжили писатели следующего поколения: В. Дрозд, Б. Харчук, Есть. Гуцало.

Много лет занимался Вирган и художественным переводом. Ему принадлежат многочисленные интерпретации русской классики - Пушкина и Лермонтова, Некрасова, Одоевского, Бунина. Переводил также с грузинской, словацкой, немецкой, болгарской, армянской, латышской, чешского языков. Перу Виргана принадлежат переводы произведений, над которыми он работал добросовестно и вдохновенно, Гете, Неруды, Райниса.

В течение всей жизни Вирган глубоко изучал народную и литературную речь, длительное время (в соавторстве с М. Пилинською) работал над созданием фундаментального украинского фразеологічного словарь.