Кирилло-Мефодиевское братство, или Украино-Славянское общество Св. Кирилла и Мефодия - тайная политическая антицаристська организация, возникшая в Киеве в среде национально сознательной украинской интеллигенции в декабре 1845 - январе 1846, просуществовала до марта 1847. Предшественником К.-М.б. был киевский кружок 1843-45 (П.кулиш,, А.навроцкий, А.маркович, Д.Пильчиков, Белозерский, М. Гулак, н. Костомаров и др.). Учредители - М.Гулак, Н. Костомаров, В. Белозерский. В общества входили А.маркович, А.навроцкий, І.Посада, П.кулиш, Д.Пильчиков, О.Тулуб (дед писательницы Зинаиды Тулуб), Г.Андрузький, М.Савич. В апреле 1846 членом К.-М.б. стал Т.Шевченко. В начале 1847 число братчиков приближалось к ста. Можно предположить, что большинство было просто благосклонна к идеям братства. Да и по данным следствия 1847, основу организации на конец 1846 составляло 12 человек. Контакты же участников братства были в Чехии, Литве, Польше, Белоруссии, России. Кирилло-мефодиевцев объединяли любовь к Украине, ее истории, мечты о самостоятельном существовании каждого славянского народа на началах парламентаризма о славянске федерацию как равноправное объединение независимых государств. Политические взгляды К.-М.б. исключали проявления авторитарности. Образованность и христианская мораль были основой представлений К.-М.б. об основах будущего строя. Организация была в определенной степени отражением молодоєвропейського движения в понимании идеалов общественного прогресса, высокой миссии науки, образования, искусства. Программные положения общества изложены в "Книге бытия украинского народа" ("Закон Божий")', автором которой был н. Костомаров, в "Уставе Славянского общества Св. Кирилла и Мефодия", что имел записку-объяснение, написанную Белозерским, в воззвании "Братья украинцы!",."Братья великороссияне и поляки!". По доносу студента О.Петрова члены К.-М.б. были арестованы и отправлены в Петербург. Костомарова арестовали в Киеве в его доме, Т.шевченко - на перевозе через Днепр, П.кулиша и В.белозерский - под Варшавой, Н.гулак - в Петербурге и т.д. Документы следственного дела составляли 19 томов, особенно считался крамольным рукопись "Закон божий", в котором зафиксировано уроки истории Украины в связях с общей историей человечества на принципах высокой духовности. Речь шла, в частности, и о трагические страницы украинской истории - уничтожение казачества и Запорожской Сечи, раздел Украины между Польшей и Россией в XVII в. Одна из причин нашей национальной трагедии сформулирована так: Украина "попалась в неволю, ибо она по своей простоте не узнала, что там был царь московский, а царь московский все ровно был, что идол и мучитель". Кирилло-мефодиевцы были наказаны без суда. Костомаров - годом одиночной камеры в Петропавловской крепости и 8-летней ссылкой в Саратов (правда, мог там заниматься научной работой, а потом иметь заграничные поездки, работу в Петербургском университете, возможности печати и др.). Т.шевченко наказали десятилетней солдатчиною в Оренбургских степях с запретом писать и рисовать. П.Кулішеві определили четыре месяца заключения и ссылки в Вологду, замененной сразу же Тулой, где находился три года и три месяца. М.Гулакові выпали три года заключения, далее - Сибирь, исчезновении с горизонтов культурной и политической жизни, работа в должности учителя математики в одной из тифліських гимназий. Студенты І.Посяда и Г.Андрузький были высланы в Казань для окончания обучения в тамошнем университете. А.маркович, А.навроцкий, В-Белозерский попали на службу в отдаленные российские города. Правительство старалось не придавать огласку этому делу, хотя скрыть ее было невозможно. Разной была реакция интеллигенции. Известен, например, письмо В.Бєлінського, который возмущается украинскими "заговорщиками", цинично, грубо пишет о Шевченко, Кулиша - "этих хохлов", которых ему "не жалко . Разгромом К.-М.б. был нанесен тяжелый удар по украинскому движению. Однако, несмотря на короткое, 14-месячное существование и организационную невикінченність, К.-М.б., его идеи сыграли значительную роль в развитии не только украинской, но и общеевропейской политической и философской мысли.
|
|