Юрий Федькович - талантливый художник, некоторые его стихи стали народными песнями, а читатели единогласно с критиками назвали его буковинским Кобзарем. Но как это часто бывает с талантливыми людьми, жизнь Юрия Федьковича складывалось непросто. Почти все пережитое им он воплотил в своих стихах, передав в них и радость, и грусть, и отчаяние своей жизни, и глубокие философские размышления над смыслом бытия, и красоту народнопоетичного слова.
Говорят, что детство является главным, определяющим этапом жизни человека. На первый взгляд, детство не связано с какими-то важными событиями, но именно детские годы предопределяют всю дальнейшую жизнь человека, его нрав и наклонности, победы и поражения. Видимо, так было и с Юрием Федьковичем. Он родился на Буковине, в этом сказочном и даже несколько экзотическом крае нашей Родины. О его старшую сестру люди говорили: «А певица была! Такого не было на все горы. Как, бывает, запоет, то каміне плакало, не то люди». Через пение сестры, рассказы матери, которая также знала множество песен, сказок и легенд, народное творчество, сама душа народная навсегда вошла в душу юноши. И все те легенды будто оживали в глазах маленького мечтателя: горы говорили до него, полонины говорили таинственным шепотом свои тайны, птицы и звери имели человеческие умные глаза и, конечно, пересказывали свои истории... Наверное, так и родился в юноше будущий поэт, творчество которого до сих пор волнует читателей своей лиричностью и красотой, своей мелодичностью. Когда я читал стихи Ю. Федьковича, мне вдруг показалось, что я невольно пою о себе. А читать его лирические стихи вслух почти невозможно - получается пение, а не чтение...
Но поэтическое творчество Ю. Федьковича началась, к сожалению, не с красивой пейзажной лирики или сладких неземных чувств, а из тяжелых и несправедливых жолнеров будней. Попав в войска, Ю. Федькович едва не сломался под давлением страшной действительности, в которую попал. Ни тебе природы, ни пения, ни улыбок односельчан, вместо природы - холодное железное оружие, вместо пения - бесконечные дежурство и муштра, звуки выстрелов и стоны раненых, а вместо улыбок - издевательство офицеров... Чтобы пережить все это, Ю. Федькович изливал свои переживания в поэзии. Странно и больно читать эти произведения. Он изображает пережитые или увиденные события в поэме «Дезертир», в стихах «Шельвах», поэме «Новобранчик». Распространенными мотивами жовнірської лирики Ю. Федьковича является разлука с родными, с любимым, нищета семьи, которая осталась без мужа. Тогда молодой солдат вынужден дезертировать, чтобы буквально спасти от голодной смерти свою семью... В поэме «Новобранчик» юноша погиб не в бою, а от побоев офицерства... Меня очень поразило признание лирического героя одного из стихотворений: на цесарской военной службе солдат вынужден был воевать против людей, которые не только ничего ему не сделали, но и глубоко симпатичны ему... Замечу, что в жолнеров стихах нет военной романтики, которую мы часто встречаем в подобных произведениях, ибо потребность рисковать своей жизнью не через реальную угрозу своей Родине, а из-за прихоти обладателей чужого тебе государства - совсем не романтическая дело...
Творчество Ю. Федьковича очень разнообразна по тематике. Одной из отличительных ее черт является широкое использование мотивов народного творчества почти во всех стихах. Знакомый нам из народных песен параллелизм, эпитеты и метафоры, олицетворение сил природы, которые способствуют или же мешают действиям лирического героя, - все это мотивы народной лирики, которые, зафиксированные в детском сознании, перешли затем в поэзии Ю. Федьковича. Наиболее прозрачным использование фольклорных мотивов есть в балладах, например в произведениях «Цыганка», «Юрий Гинда» и других.
Любовная лирика Ю. Федьковича проникнутая болью разлуки. Это связано с биографическими фактами. Несмотря на взаимную любовь, через социальные условности и принуждение родителей девушки Юрию Федьковичу не суждено личного счастья, до конца жизни он не смог избавиться от боли от потери любимого.
Поэзии Ю. Федьковича очень понравились мне. Они мелодичные, проникнуты глубокими искренними чувствами, самобытные и безгранично искренни. В своих стихах поэт открывает свою душу, а внимательный читатель не может не отреагировать на это соответствующим восприятием этих стихов.