Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Литературоведческая методология (греч. methodos - путь исследования, logos - слово) - система методов, используемых в науке о литературе; теоретическое осмысление сущности этих методов, их эвристических возможностей, условий эффективного использования. Л.м. тесно связана с теорией литературы, исторически изменяемым пониманием природы и специфики художественной литературы. Перефразируя известный тезис Г.-В.-Ф.Гегеля, что метод - это теория, возвращена до практики, можно утверждать, что литературоведческие методы - это теоретико-литературные знания, на которые опирается исследователь литературы в процессе ее изучения. Если любой метод в сфере духовной культуры - это аналог предварительно обобщенных и теоретически осмысленных явлений, то становится понятным, что , литературоведческая методология зависит от адекватного и полного опознан литературного процесса во всем его многообразии, а потому она не может быть застывшей, чтобы с ее помощью исчерпывающе и удовлетворительно объяснить новые неповторимые художественные ценности. В связи с этим каждая литературоведческая школа, которая опирается на литературу своего времени и соответствующие ее сущности, принципах, быстро обнаруживает собственную ограниченность (ее опережает художественная практика) и дает толчок рождению новых методологических подходов. С точки зрения исторической изменчивости литературного процесса выделяют такие литературоведческие школы: филологическое, биографическую, историко-сравнительную, культурно-историческую, психологическую, психоаналитическую, феноменологическую, социологическую, структуральну, постструктуралістську и др. Каждая из них в свое время доминировала, впитывала в себя нечто от предыдущей или полностью отрицала ее, стремясь объяснить прежде всего современные ей новые литературные явления или глубже понять специфику произведений предыдущих эпох или те элементы их структуры, которые оставались вне других школ с их методами (психоанализ, формализм, структурализм). Методологический плюрализм (в противовес марксистской методологическом монізмові) динамізував науку о литературе, стимулировал появление новых теоретических концепций, которые не всегда становились эффективной методологией. Зато марксистское литературоведение костеніло в своем "традиционализме". Состояла затяжная изоляция, в частности украинского литературоведения, от многообразия теоретических школ. І.Фізер по этому поводу в 1990 справедливо заметил: "Чтобы мыслить по-современному, надо быть знакомым с теми понятиями, категориями, концептуальными средствами [...], которые свойственны современной науке [...]. Конец науки начинается тогда, когда одну понятийную систему провозглашается универсальной во времени и пространстве. Тогда она становится мифом, догмой или псевдорелігією и как таковая, в лучшем случае, ведет к цензуре, а в худшем - к инквизиции [...}". Теория выполняет методологическую роль, когда становится адекватным инструментарием и настаивает на прямых и опосредованных кореляціях между концепциями и восприятием литературы, считает свои логически сформулированные и интуитивно восприняты положения средствами в оценке, анализе, осмыслении, декодировании и систематизации исследуемых явлений.