Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛЕКСЕЙ КОЛОМИЕЦ
Воспитательный потенциал драмы А. Коломийца «Дикий ангел»

Так живу я, как умею, -

и сгораю, и зорию,

Мудрое вижу в простом,

а большое - в малом...

Г. Дущак



Особенностью нынешней программы в средней школе является то, что многие писатели в разные годы были изъяты из литературного процесса. К ним принадлежит и Алексей Коломиец, творчество которого была наиболее плодотворной в 60-80 годы.

Поскольку с жизнью писателя не все знакомы, я хочу привести некоторые биографические сведения.

Алексей Федотович Коломиец, 1919 года рождения, выходец с Полтавщины. Учился на рабфаке Харьковского института торговли, а затем в Харьковском университете. Фронтовик. В мирное время работал журналистом. В литературу вошел я прозаик, и как драматург.

Первый сборник рассказов вышла в 1960 году под названием «Белая криница».

Навсегда утвердился Коломиец в литературе с 1961 года, когда была напечатана его первая пьеса «Фараоны». Написано произведение в самом тяжелом драматургическом виде - комедии ситуаций. Коломиец вернется к этой форме в 1968 году («Бокал вина для адвоката»), а также в 80-е годы («Репортаж с того света»). Итак, о Коломийца можно говорить как о новаторе в современной драматургии.

Персонажи пьес Коломийца - преимущественно представители молодого поколения, носители двух природных сил - труда и любви. Труд для них - средство очищения, облагорожен, становления личности.

Наиболее знакомый читателю произведение А. Коломийца «Дикий Ангел».

Поставленная одновременно на нескольких сценах украинских театров и сразу за пределами Украины, пьеса сразу же принесла славу драматургу.

В центре драмы Коломийца сложная, неоднозначная фигура рабочего - пенсионера, главы семьи, который никогда не знал отдыха. Лида вспоминает слова Петра: отец никогда не отдыхал. Своих детей Платон Ангел воспитывает в суровом трудовом ритме. Главное направление в системе воспитания, по его мнению, трудовой. Павлик младший сын Платона. Он студент и в то же время работает на заводе, а отец советует ему записаться в те бригады, «что на Север едут». Среднего сына Федора отец хочет привлечь к сверхурочной работе, старшего Петра учит побольше работать на работе. Как понимать Платона? Неужели он такой жадный, что ради денег не жалеет здоровье своих детей? Так некоторые считают. А сам отец заботится о том, чтобы дети больше зарабатывали, ведь от этого зависит благосостояние их семьи. Кроме того, у него есть своя экономическая теория: «...жить надо изрядно, а хорошо, много, - укоренятся в жизни, чтобы все было, и про запас было. И это не грех. Заработала моя семья на «Запорожца», а государству два «Запорожцы» мы сделали; телевизор - ей два телевизора. Больше мы делаем - лучше государству. Больше труда - крепче государство».

В пьесе немало соображений и о работе, и о безделье, и деньги, и достаток. И это естественно: ведь сам Платон Ангел - человек трудовая с деда-прадеда, он износ цену и труду, и деньгам. Вот отец узнает, что его старший сын живет хорошо, и дает ему совет; держись. И когда ему стало известно, что сын - один из тех, кто дал разрешение на строительство жилого дома в месте, где людям будет мешать грохот, он требует от сына написать заявление и признать свою ошибку. Когда же сын не соглашается, отец категорически заявляет: «...знаешь, кто больше вреда приносит земле нашей, людям, государству нашему? Маленькие временщики... В тебе тоже временщик обозвался... За пять лет, мол, может, меня на этой работе и не будет. Мол, другой будет отвечать - вот и вся философия временщика».

Мы не знаем подробностей их отношений дальше. И в конце пьесы снова встречаем Петра в отца и узнаем о том, что он работает рядовым инженером и у него книжки, «как у Сковороды».

Итак, на этом примере мы можем утверждать, что, кроме проблемы труда и любви, в пьесе есть и морально-этические проблемы.

Наиболее эмоциональная и трогательная пятая картина драмы. На дворе и в отца собирается вся семья. Возвращается домой младший сын Павлик. который помимо воли отца женился с Ольгой (отец не советовал жениться, потому что у сына не было денег на содержание семьи); до сына Федора приходит Клава, покинув мужа-пьяницу, и Федор не скрывается со своей любовью; возвращается к Петру жена Лида, которая, было, бросила мужа, когда он написал заявление.

Собирается семья,... и покидает ее отец, старый Платон, средн. это которого после скольких жизненных неприятностей не выдерживает.

По мнению литературной критики, драма несет в себе мощный нравственно-воспитательный заряд. Она помогает молодежи сориентироваться в калейдоскопическом водовороте нашей жизни и осмыслить человеческие ценности.