Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




Справочник древнеукраинской мифологии

И. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ВНИМАНИЯ

До сих пор научная и церковная литература, по моему мнению, неточно трактует дату 988 года - как принятие христианства. На самом деле учение Иисуса Христа, вера в Него, в Святую Троицу была воспринята древними украинцами (росами, скифами-пахарями, сарматами, украми, венедами, галичанами и др.) еще с 35 года по Г. X. То есть когда Андрей Первозванный появился на Днепре среди скифов-пахарей и стал проповедовать Слово Господне, а потом поставил деревянный крест на Старокиевской горе, где сегодня возвышается Андреевская церковь в Киеве. И дело было не только в проповідницькому таланте Апостола Андрея, который происходил из брэггов, или оберегов,- древнего и многочисленного украинского племени, которое еще с XVI в. до Р. X. переселилось с Роси и Днепра в Северную Италию и Палестину. Принятию христианства в древней Украине способствовали ВОЛХВЫ - украинские жрецы.

Кстати, это они, волхвы, наблюдая за звездами, первыми определили рождения мальчика, которому суждено стать Мессией, Иисусом Христом, которого они справедливо считали за своего родственника из могучего праукраинского племени этрусков (правда, один из найретельніших биографов Иисуса Христа французский историк Э. Ренан называет Его греком, но греки, как известно, произошли от этрусков).

Итак, христианство постепенно распространялось землями стародревней Украины. И уже могущественный царь древней украинского государства Антії Ибо (в IV в. н. есть.) и все его семьдесят воевод и сыновей были христианами, за что понесли большие страдания, когда готы заманили их на пир мира и коварно пленили и распяли на крестах.

Вера в Иисуса Христа не лишала древних украинцев права быть СОНЦЕПОКЛОННИКАМИ (язычниками). Поэтому с i века по Р.Х. древние украинцы носили на груди и крест, и оберег, а вблизи языческих храмов-капищ вырастали церкви.

ЭТО ГАРМОНИЧНОЕ ЕДИНЕНИЕ ДВУХ РЕЛИГИЙ - СОЛНЕЧНОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ, ИЗНАЧАЛЬНОГО И НОВОЙ-ВЕРОЛОМНО РАЗРУШИЛ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВОВИЧ. Поэтому 988 год следует трактовать прежде всего как дату ВАРВАРСКОГО УНИЧТОЖЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА-ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ВЕРЫ ДРЕВНИХ УКРАИНЦЕВ. Это же дата отмены народовластия (вече) и узурпации власти князем.

Волхвы, которые тысячелетиями хранили и успешно вели свой народ впереди всего человечества, эти гениальные творцы украинской духовности были физически уничтожены. Князь Владимир грубой вооруженной силой раздавил поэтическое мировоззрение древних украинцев, их духовность и единство с Природой, с родной Землей. То было начало национальной трагедии Украины-Руси...

 

Что же собой представляет солнцепоклонничество, или язычество? Об этом определенное - хоть и небольшую - воображение даст этот словарь украинской мифологии.

Однако следует сразу оговориться: поэтическое мировоззрение, космологические взгляды и верования древних украинцев претерпели больших изменений в течение тысячелетий своего развития.

От времен, скажем, трипольской культуры (IV-III тысячелетия до Р. X.) и к черняховской культуры (II-V вв. по Р. X.), а потом вплоть до 988 года пантеон древнеукраинской мифологии (боги, божества, герои и др.) постоянно обогащался и дифференцировался. Причиной тому - неуклонное развитие производительных сил, образования и культуры; межплеменные и международные связи.

Если в ПИ тысячелетии до Р. X. древние украинцы поклонялись нескольким богам (Род, Рожаницы, Баба, Перун), то украинская божница V- X вв. по Р. X. поражает разнообразием и большим количеством персонажей. Есть уже здесь боги торговли, кузнечного ремесла, рукоделия, счета (!), гостеприимства, поэзии, мореходства, земледелия, урожая и т.д.

Со временем, отражая развитие производства, духовное возмужание украинцев, усиливались и усложнялись функции мифических героев. Так, скажем, Дажьбог в III-// вв. до Р. X. мог быть богом Солнца, и уже в II в. по Р. X. он передает свои функции Хорсу, а сам ухаживает леса и пастбища на земле, учит украинцев садоводства, становится богом плодородия.

Так же и Сварог: до новой эры он бог неба и Солнца, а уже в ант (III-V вв. н. есть.) - бог кузнечного дела. В это время появляется и «математический» Числобог, целый сонм богов плодородия и т.д.

Благодаря этим процессам древнерусский мифология, в отличие от производных от нее древнегреческой и римской, была исключительно ДЕМОКРАТИЧНОЙ, понятной для народа, близкой для простых людей. Поэтому ее персонажи, несмотря на принятие христианства, остались на долгие века в поэтическом мировоззрении украинцев и вошли прекрасными мифическими образами к фольклору (Купало, Дана, Берегиня, Коляда, Лада, русалки и др.).

Именно поэтому, понимая глубокие корни простонародной міфологи, православная церковь вынуждена была гибко приспособиться к языческим праздникам (праздник Коляды, что рождает новое Солнце,- Рождество, праздник Ярилы - Пасха и т. п.) или устанавливать и «перелицьовувати» своих святых под значение языческих богов (Волос - св. Власий; Перун - св. Илья и т. д.).

Каждая мифология мира имеет свою социальную подоплеку. Увлекательная греческая мифология складывалась в условиях рабовладения, поэтому ее легенды воспевали богов и героев, далеких от земных дел, от настроений народа. Распри и конфликты Олимпа носят сугубо аристократический, барский характер. В древних украинцев не было рабства. Они жили дружными семьями, задругами, где господствовала общинная равенство. Поэтому и персонажи их мифологии были простыми, человечными, близкими, земными.

В греческой мифологии лишь один титан (не бог!) Прометей идет к людям, несет им огонь, тепло И на это Олимп реагирует, как известно, плохо, жестоко - приковывает Прометея к скале и посылает ежедневно орла, чтобы он долбил герою грудь и пожирал печень (характерно: Геракл освобождает Прометея, убивает орла с согласия Зевса, которому хотелось большей славы и «авторитету» своему сыну).

В древних украинцев почти каждый бог идет к людям. Упоминавшийся уже здесь Сварог - древнейший бог Солнца - передает свет своему сыну Дажбогови и спускается в поэтическом воображении украинцев на землю, чтобы научить людей пользоваться огнем и ковалювати. Он также вводит брак, викувавшы первую обручальное кольцо.

Не сидится в Ирии (массе украинских богов) и Дажбогови: передав Солнце смаглочолому Хорсу, он спускается опекать леса, поля, засевать землю цветами и травами. Даже богиня неба Коляда покидает Юг, чтобы ежегодно зимой, при опасных обстоятельствах, скрываясь от вражеских сил, рожать в днепровских сагах Божича - новое Солнце, Новый год. Собственно, в Курсе, по легендам, находятся лишь найпервісіші боги - Род (Сокол) и Белобог.

В греческой мифологии лишь Господин является богом плодородия и опекуном лесов, садов, полей и всей природы. Но Господин - получеловек-полукозел - является предметом глухов, горделивой снисхождения «именитых» богов Олимпа. А в древнеукраинских мифах подавляющее большинство богов охраняет природу, ратаев, скот, воды, леса, различные насаждения, это - Дажьбог, Волос, Мокошь, Жива, Лада, Лель, Овсень, Ярило, Купало, Жицень и другие божества плодородия.

Если у древних греков и римлян народ праздновал только праздник бога виноделия Диониса (Вакха), то в древних украинцев всенародные гуляния происходили почти каждый месяц, и главное - они были подчинены трудовому ритму жизни, временам года, сезонным циклам определенных работ. Пышными массовыми, веселыми были праздники Коляды - встреча нового Солнца, Нового года, Лады - встреча весны, Ярилы - начало и конец сева, Купайла - встреча лета, Живи - начало жатвы, Овсеня - обжинки, Жиценя - завершение всех полевых работ и т. д.

И недаром древние румыны и молдаване - могучее побеги романского древа - приняли именно украинскую мифологию: трудолюбивым освоювачам придунайских плодородных низин, ярым земледельцам и выноградарям чужие были и Юпитер, и Марс, и Венера. Зато близкими, понятными, родными казались им Чур и Берегиня, Ярило и Купало.

Жизнелюбие, простота, глубинная народность украинской мифологии подкупила своего времени и древних литовцев, которые тоже поклонялись Перуну и Дажбогови. В этом - мировое значение древнеукраинской мифологии.

Не менее важным признаком является ее ГЕОГРАФИЯ.

С древнейших времен каждое украинское племя поклонялось своему богу, и со временем самые популярные и самые нужные божества становились общими для всех украинцев, объединяя их.

География украинской мифологии имеет свои особенности. Так, скажем, Радогост, бог торговли, был одним из самых главных символов в бодричів, что жили на берегу Венедського (Балтийского) моря. В полян, древлян, северян Радогост совсем не наблюдается. Торговлей здесь занимается бог гостеприимства Световид, который в западных древнеукраинских племен считался богом войны..., и т. д.

Поэтому данный словарь отражает в основном поэтическое мировоззрение НАДДНЕПРЯНСКИХ УКРАИНЦЕВ У-Х веков н.э.

В искаженном цензурой виде этот словарь уже печатался 10 лет назад как приложение к моей книге исторических повестей «Киевские фрески» (К-, 1982). Но на то время еще свирепствовала имперская цензура, она не позволяла употреблять слово «древнеукраинское». Шовинистическая официальная доктрина позволяла делать отсчет украинской национальной культуре с XIV века. Поэтому УКРАИНСКУЮ МИФОЛОГИЮ все ученые Российской империи вынуждены были называть СЛАВЯНСКОЙ. Хоть это ложное, НЕНАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Каждая мифология (и литература, фольклор)-НАЦИОНАЛЬНАЯ. Украинская мифология - найстародавіща в мире. Она стала ОСНОВОЙ всех ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ МИФОЛОГИЙ точно так же, как древний украинский язык - САНСКРИТ - стал праматерью всех индоевропейских языков.

Итак, этой публикацией возрождается историческая справедливость - наконец святые для нас, украинцев, можем называть вещи своими именами.

И последнее. Умышленно, чтобы заинтересовать молодых патриотов украинской истории и культуры (возможно, кто-то захочет копнуть глубже - верю, такие найдутся), подаю список использованной литературы: Б. Рыбаков, «Язычество древних славян»; О. Афанасьев, «Позтические воззрения славян на природу» (трехтомный труд); Я. Головацкий, «Очерк старославянского баснословия или мифологии»; В. Гнатюк, «Галицко-русские народные легенды»; Д. Зеленин, «Очерки русской мифологии»; Л. Мирончиков, «Дохристианское жречество Древней Руси»; А. Фамін-цин, «Божества древних славян»; Дм. Шеппінг, «Мифы славянского язычества»; М. Максимович, «Дни и месяцы украинского крестьянина»; Н. Белецкая, «Языческая символика славянских архаических ритуалов». Сюда следует еще добавить диссертацию украинского фольклориста М. В. Слободянюка «Мифологические образы весны в песнях и обрядах восточных славян» (работа выполнена еще в 1947-48 годах, но Слободянюку не дали защитить ее, автора затравили держиморды от советско-шовинистической науки). Использовал я и рукопись фундаментальной трехтомной научно-лінгвіністичной труда российского мифологе П. Трощина «Очерки славянской мифологии» (автор также не смог напечатать свой подвижнический труд, хранится она в архивах Киево-Печерской лавры).

Сегодня нельзя говорить или писать о древнеукраинский мифологию без ссылок на большую фундаментальный труд Льва Силенко «Мага Вера» (США, 1979, 1428 с). Это Украинская Библия, что возвращает нам уничтоженную огнем и мечом украинскую духовность далеких веков.

И я взял бы грех на душу, если бы не вспомнил главного моего Учителя, который на всю жизнь привил мне любовь к украинской мифологии. Это - моя покойная мать Мария Федосеевна Кожухарь-Плачинда, простая крестьянка. Именно в страшный 1933 год, когда вымерло наше село и я остался единственный мальчик на весь угол, она - будто Богом движима, придя невероятно уставшая с поля (вывязывала по 660 снопов в день!), среди жутко-мертвой тишины, когда нигде не гавкнет собака, не засмеется ребенок, не зазвенит дійниця,- рассказывала до полуночи мне удивительные сказки и легенды, где главным персонажем был таинственный Юг. С тех пор это слово всю жизнь волнует меня. Давние мамины рассказы заставили меня уже во взрослом возрасте пойти через библиотеки и научную литературу на поиски Ирия духовности нашей. Так пусть эта небольшая работа ляжет скромностиним венчиком на мамину могилу и да святится имя ее - МАТЬ.

 

* В «Словаре...» отражены взгляды автора, которые могут существно отличаться от принятых в традиционной науке (ред.).