Романтики отрицали пошлость, прозаичность, бездуховность и
эгоизм современной жизни. И главное, что в них не было веры, что жизнь устроится
иначе, ведь история казалась неподвластной разуму, полной тайн и
непредсказуемостей, а устройство мира - враждебным человеку.
Одним из таких романтиков был Василий Жуковский, человек нелегкой судьбы:
он не имел права носить фамилию отца, а то, под которым он стал известен, данное
ему потому, что сын пленной турчанки был «черный, как жук». И хоть как его любил
отец, он не смог этого забыть. А если добавить к этому все, что происходило с
другими в России и вокруг, то бегство из реальной жизни оказалась для писателя
неизбежной.
Это было бегство к другой жизни, тоже абсолютно реального, но без человеческой
потворности; туда, где точно нет ни власти, ни денег. Жуковский, осознавая
превосходство искусства над действительностью, написал: «Поэзия есть Бог в святых мечтах
Земли!»
Страной романтизма тогда была Германия, широкое распространение получил жанр
баллады. Немецкая баллада заговорила по-русски в переводах Жуковского -
превосходного переводчика, образованного и такого, что имел вкус. Правда, каждый стих
он интерпретировал по-своему, иногда даже меняя главную идею произведения
(например, это перевод «Лесного царя» Гете).
Свой идеал писатель видит в духовных возможностях человека, заложенных в
нем природой, и тому есть в человеке любовь, верность, доброта,
бескорыстие.
Это четко прослеживаются в оригіальних балладах автора «Светлана», «Людмила»
и других:
Благ Зиждителя
закон:
Здесь несчастье - облудний
сон,
Счастье -
пробуждение...
То есть, в отличие от немецких романтиков, которые шли от реальной жизни
в мир идеального вымысла, Жуковский показывает читателям, что идеальное связано с
жизнью и его просто надо увидеть и стремиться к нему, как к победе. И что за
дело, если ты не успеешь до торжеств, утомленный трудом и
борьбой?