Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНАС МИРНЫЙ
Пространство романа Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, как ясли полны как доминанта внутренней структуры произведения

Доминантный признак эпического мышления Панаса Мирного - романный способ создания художественной реальности - характеризует новаторский подход к художественного изображения в украинской литературе второй половины XIX века. Объективная манера художественного рассказа стала средством построения образного мира как системы, саморазвивающейся за внутренними законами. Реалистичное изображение целостного предметного мира включает взаимодействие личностей, которые формируются на основе взаимосвязей с окружением, в процессе сосуществования разных субъектов сознания. Это наглядно воплощается чер,ез эпическое многоголосие. В ходе познания законов всеобщего связи явлений, то есть поисков внутренней логики жизни в одно целое объединяются различные временно-пространственные структуры, которые, на первый взгляд, могут и не иметь очевидной связи. Признаки романному типу мировоззрения в эпоху реализма в украинской литературе критериями различения двух больших эпических жанров (повести и романа), которые хронологически сосуществовали.

Тот факт, что Панас Мирный и в период зарождения неоромантичних тенденций в украинской литературе остается, по сути, реалистом с присущей ему манерой создания целостного предметного мира, свидетельствует о постоянстве художественного мировоззрения, доминирование внутренней организации творческой индивидуальности над влиянием объективных условий.

Совершенно закономерным в контексте украинской литературы второй половины XIX в. является сочетание в романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные?» действия внешней и действия внутреннего, психического переживания и действия-поступка, действия-акции в их непосредственной репрезентации. Именно поэтому безупречная на уровне художественного приема ретроспекция романа в своем художественном воплощении выдает в авторе эпика, которому нужна широта и панорамность действительности, включение человека в социум, что существенно и существенно предопределяет ее жизни. Поэтому отсутствие в определенной степени психологической пластичности ретроспекции снимается тем, что она, по сути, принадлежит не герою, а автору, именно его эпический взгляд она выясняет, одновременно предоставляя художественный ситуации психологичности. Итак, можно сказать, что роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» закладывает основы собственно психологической прозы, в нем нашли воплощение и художественное согласования на уровне временно-пространственной организации две противоречивые тенденции - утверждение эпического и его разрушение через усиление психологического анализа. Причем обе эти тенденции заявленные и обнаруженные достаточно последовательно и полно.

Пространственные и временные трансформации в романе Панаса Мирного - не хаотичное перемещение точек наблюдения рассказчика, а соответствующее размещение картин, которые подчиняются авторскому замыслу и внутренний художественный логике. Изображение мира как процесса изменения причинно-следственных ситуаций предусматривает совмещение в одном моменте прошлого как предпосылки настоящего и прогнозирования будущего, следовательно внутренняя временная организация романа подчиняется авторской концепции, а не реальном временном процесса, поэтому закономерными являются временные смещения. Переплетение разновременных плоскостей - признак романному мышлению Панаса Мирного. Потому что художественной задачей он видел не только изобразить жизнь, как процесс формирования личности и ее взаимодействие с окружением, а отыскать причину определенных коллизий в самом человеке, его внутреннем мире. Исследование поведения персонажа в самых разнообразных ситуациях, а также попытки найти ту грань, где нарушается гармоничное сосуществование человека и окружающей среды, предопределяют последовательность в изображении психологических изменений. Романне мышления Панаса Мирного позволяет автору в разнообразии жизненных ходов увидеть глубинные связи и вывести картину закономерных изменений в процессе бытия.

Роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» багатопроблемний и панорамный. В нем сконцентрировано болезненные для украинцев вопрос и об уничтожении исторической памяти («без памяти о самих себе»), и о гнетущее ярмо на шее, и про моральное уродство, и о вечно приподнятое «кнут» колонизатора.

Экскурс в прошлое села Пески ярко прослеживает многозначность и многоплановость процесса потере Украиной свободы, разрушительные последствия этого процесса. Итак, несмотря на то, что доминантой романа является национальное, следует подчеркнуть, что произведение Панаса Мирного и Ивана Билыка можно определить как национально-психологический роман, авторы которого болеют за судьбу украинцев. Экскурс в прошлое села Пески также демонстрирует, как на фоне общей жизненной картины определенного времени происходит процесс изменения человеческого мировоззрения, проходит определенные этапы. Именно здесь следует искать истоки этих деформаций психики и морали, которые потом давали такие потворства, как пьянство, разбой, убийства и т.п., которые привели к разрушению личностей, а следовательно, к жизненных и социальных трагедий.

Кроме этого, указанный экскурс в прошлое дает возможность глубоко проанализировать образы Мирона Гудзя и Максима Гудзя. «Биографии» Мирона Гудзя и его внука - это воплощение борьбы казачьего мировоззрения с крестьянским миром. Каждый из этих мировоззрений ассоциируется с определенной системой идей и ценностей. «Крестьянское» (земледельческий) жизни идентифицируется с такими понятиями, как скука, пассивность и уступчивость, но в то же время эта система понятий включает любовь, семью.

В романе мы наблюдаем, что носителями этого мировоззрения в основном выступают женщины, хотя есть и отдельные представители мужских образов. Казацкий же мировоззрение не только выступает антиподом крестьянском, он также символизирует доблесть, действенность, борьбу за справедливость, мужскую дружбу. Необходимо также отметить, что Мирон и Максим Кнопки олицетворяют именно казацкий мировоззрение, но их вольнолюбивые стремления не смогли проявиться в полной мере, потому что им противостоял земледельческий мировоззрение окружения: песчаное, семьи.

Проследив изображения Чіпчиного родословной как средства формирования его мировоззрения, можно сделать вывод, что главный конфликт романа постоянно взаємопов'язується с мировоззренческой позицией каждого персонажа. Именно она руководит поступками героя, влияет на его взаимоотношения с людьми, формирует жизненный путь.

Характер Корточках психологически значительно сложнее, чем в других персонажей. Цепкая, в отличие от Мирона и Максима, - это «раздвоенный характер», расторгнут между кликами любви и желанием мести. Ему предстоит сделать выбор между ними. В истории Корточках казачье-крестьянское представлено неоднозначно, поэтому этот элемент выбора предоставляет ему трагического измерения, отсутствующего у других представителей казачьего мировоззрения. А сформированность у Чипки именно казацкого мировоззрения является убедительной, несмотря на то, что на него влияли бабушка Оришка, мать, Галя, которые воплощали вполне патриархальные устои.

Итак, подытоживая анализ, следует подчеркнуть, что оригинальность внутренней структуры романа Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные?» заключается в том, что исследования изображаемого мира происходит на основе сочетания логического и эмоционального начал. Каждый созданный в романе характер постоянно находится в процессе становления. Постоянная же незавершенность, открытость в обігруванні психологических ситуаций в рассматриваемом произведении дает основание утверждать, что внутренняя свобода художественного действия базируется на авторской свободе относительно осознания и отражения действительности.