Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
Изображение жизни и быта украинского крестьянства в повести Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Маруся»

Тебя люди уважают, -

Добрый голос имеешь.

Т. Шевченко



Г. Ф. Квитка-Основьяненко - зачинатель новой украинской прозы. Писатель одним из первых в Украине начал писать народным языком не только смешное, но и о серьезном. Это было актом исторического значения, который доказал зрелость и художественное совершенство украинского языка.

Квитка-Основьяненко пришел в украинскую литературу в пору ее национального возрождения.

Произведения писателя никого не оставляли равнодушным. Простых людей эти произведения захватывали до слез, потому что повествовали об их жизни, рассказанные к тому же правдиво, с сочувствием.

Одно из самых ярких произведений писателя - повесть «Маруся», в которой мастерски изображен крестьянский быт, украинские обряды и обычаи, воплощены мировоззренческие представления и психологию украинского крестьянина.

Цветок идеализировал своего героя в соответствии с народного понимания. Наум Дрот - трудолюбивый, мудрый, набожный, честный, придерживался всех народных обрядов и обычаев. Только благодаря честному труду, набожности и соблюдений норм, морали этот крепостной стал богатым и счастливым.

В таком же добропорядочному духе воспитал Наум и свою дочку Марусю. Портрет Маруси основывается на народнопесенных источниках, она может быть идеалом украинской девушки.

Характер героини тихий, приветливый, она вежливая, спокойная, а более всего - трудолюбивая «ко всякому делу неусыпное». Хоть и дочка состоятельных людей «Она и с отцом в поле или копить, или жать», и у коровы возится и в доме уберет. Вся ее жизнь в работе.

В ее духовном мире самое важное - чувства. То она «веселенькая, как весенняя звездочка», а то уже «невеселая, как в воду опущенная». Марся очень чувствительна, что - уже и слезы, вся в свете переживаний. Полюбила эта девушка Василия с первого взгляда, но глубоко, навсегда. В поведении своей с парнем Маруся благородная, уважлива. В разлуке с Василием она целует и прикладывает к сердцу подаренные им орешки.

Поведение Маруси имеет фольклорную основу: она краснеет, «как калина», голос девушки, как сопілонька, а слезинок, как росочка на цветочке. Народнопісенна и язык этой чепурной, работящей девушки: «Папочка, миленький, милый лебедику! Матушка моя родимая!».

Идеальной девушке - идеальная пара. Таким и является Василий: «красивый, русый..., уси казацкие, глаза веселенькие, как звездочки...; кафтан на нем синий и китаева юпка, поясом с аглицької каламайки подпоясанный, в тяжи новых штанах, сапоги хорошие, шкапові с подковами».

Нравом парень честный, скромный, искренний в чувствах, добрый, трудолюбивый, умный. А что уже остроумен: «на выдумки, на прокладки - впереди всех: только его и слышно, от него весь хохот идет». И к танцам, и к разговорам, и к работе - ко всему прочему крепок.

Источники повести - это действительность украинского села и народное творчество. Квитка-Основьяненко подробно описал повседневные заботы крестьян: заботы о землю и хозяйство, одежда и блюда, мастерство и любовь к домашнего очага.

В Пасхальной корзине Маруси есть и кулич, и барашек крашенки, что подчеркивает в ней хорошую хозяйку.

Автор подробно знакомит читателей с обрядностью Слобожанщины, описывая сватовство, свадьба, погребальный обряд с плачем.

Образ жизни крестьян определял их поведение. Люди придерживаются морально-этических норм поведения, каждому не безразлично то, «что скажут люди».

Блестяще Цветок подчеркнул, что основным условием жизни крестьянства была работа, потому что именно она давала жизнь и присуща в мире. Труд и набожность дают силы Науму и Насти и дальше жить, когда, кажется, потеряли все самое дорогое со смертью Маруси. Они неусыпно работают, раздавая результаты своих трудов на церковь и на старцев божьих.

Героев повести писатель нашел среди простых тружеников, образы их «писаны с натуры без какой-либо украшения».

Так мог написать только большой знаток народной жизни. Повесть «Маруся» очаровывала, современников Цветки именно изображением народной жизни «с ее поэтической природой, с ее поэтическим жизнью простого народа, с ее поэтическими обычаями и составляет всю прелесть, всю поэтическую прелесть повести, как отметил В. Белинский.

Для потомков Г. Ф. Квитка-Основьяненко оставил в наследство великое сокровище - энциклопедию жизни слободского края - повесть «Маруся».