Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Образы крестьян в повести «Fata morgana» М. М. Коцюбинского

Михаил Коцюбинский - один из величайших украинских писателей дооктябрьского периода. Он написал много замечательных произведений, но повесть «Fata morgana» - наивысший творческий взлет писателя.

В центре произведения история человеческой души с ее драмами и катастрофами, человеческого духа, который, словно туман, поднимающийся из недр земли, когда она парит, поднимается и плывет в воздухе, словно земледельческие думы, чаяния и мечты. Вот почему повесть имеет подзаголовок «Из сельских настроений». Это настроение Маланки, которая надеется на землю, настроение Андрея Волика, который ждет открытия фабрики, настроение Гудзь, Гуще, Гафьи...

По словам М. М. Коцюбинского, главным героем его повести является земля. И не только как часть природной стихии, а как обладательница души, переживаний героев. Земля, которая поманила к себе человека, земледельца, поманила, но в руки не далась, «прошла сквозь пальцы», исчезла, как мираж.

Через отношение к земли автор лучше всего сумел раскрыть образы обездоленных крестьян. Наиболее волнующими среди них есть представители старшего поколения - Маланка, Андрей Волик, Хома Гудзь.

Маланка, является выразительницей крестьянских мечтаний и надежд - иметь землю. Ибо не может настоящий крестьянин не мечтать о собственную землю. Маланка - один из самых поэтичных и полно выписанных персонажей, ее внутренний мир, переживания, настроения писатель передает через выразительную деталь - «сухие и черные руки». Что может быть важнее для работника? Ведь в руках - душа человека. Героиня вспоминает: «Вот где они почернели, те руки: на работе у господ». Эти слова раскрывают всю драматическую историю жизни женщины-крестьянки.

Сколько сочувствия, симпатии и уважения вызывает у нас эта женщина! Как она любит землю, тонко чувствует красоту и поэзию земледельческого труда: «Какая ты роскошная, земля, - думала Маланка. - Весело засевать тебя хлебом, украшать зеленью, заквітчати цветами...» Так, Маланка мечтает выдать замуж свою дочь Гафійку за «хозяйского сына» Прокопа Кандзюбу. У них будет своя земля! Она видела в своем воображении широкую зеленую леваду над рекой, счастливую дочку и себя на дочериному поле. Хоть на старости женщина мечтает поработать на своем огороде. Но Андрей Волик имеет настроения, противоположные Маланчиним. Віддавшиусюсвоюсилуроботінаінших.вінзненавидівземлю.Андріймрієпро винокурню, которая даст ему постоянный заработок. До своих односельчан он относится пренебрежительно: «Да! Большое счастье - лоскуток земли!.. Ходит черный, как земля... а ест неспокойно за того, что ничего нет... Хозяин!.. Вот фабрика, то уже что-то другое...» С нарастанием революционных событий Маланка, ожидая землю, уверена: «Но еще дочекають наши руки обрабатывать свои нивы».

И вот прошел слух, что будут землю делить. Вместе с тем ходят разговоры о пуске завода. Это не радует Малакку, которая ждала другого поворота событий-распределения помещичьих земель. Когда Андрей сообщает, что завод пустили, мечты Маланки о земле сменяются унынием.

Но и Андрею работа на винокурни не принесла счастья, лишь увечье, а затем и безработицы. Наступает некоторое прозрение. Он меняет свое отношение к Марка Гуще. Андрей пристает к стихийного бунтаря Фомы Гудзя, который является воплощением крестьянской ненависти ко всему, что называлось господином. Он «перебил бы всех» и выжег огнем, чтобы «осталась только голая земля и ясное солнце».

А тем временем снова оживают слухи о землю. Выходит царский манифест, с которым крестьяне связывают надежды на получение земли. Народ собирается на демонстрацию. Гафійка выносит флаг с надписью «Земля и воля». Среди тех, кто собрался, и Маланка. Она становится в ряды тех, кто впоследствии будет отбирать барскую землю. Трагически заканчивается восстания - кровавой расправой над крестьянами. Андрея казнен. А стремление Маланки получить землю так и не осуществилось. Повесть М. Коцюбинского «Fata morgana» вызывает у меня глубокие размышления. Прочитав ее я поняла чем была земля в социальной и духовной жизни крестьянина в експлуататорському обществе. Но почему же сейчас, когда крестьяне стали, казалось бы ее полноправными хозяевами, она такая неухоженная, плохо родит?!

Заждалася наша щедрая земля хозяина, а народ - счастья-судьбы!