Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
ЧЕЛОВЕК И НАРОД НА ВОЙНЕ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В. ДОВЖЕНКО)

О войне украинскими писателями сказано и написано очень много. И это понятно: вся история нашего народа связана с постоянной угрозой иностранного вторжения, с необходимостью отстаивания своей свободы и независимости. Из украинских исторических дум и песен, поэтических и прозаических произведений о Великой Отечественной войне мы узнаем о подвигах наших дедов и прадедов, благодаря им лучше осознаем, какие страдания приносит человечеству война.

Среди произведений украинских художников о человеке и народ на войне особенно выделяются рассказы и киноповести Александра Довженко (1894-1956).

Довженко родился в городке Соснице на Черниговщине в многодетной семье. Источниками его таланта стали неповторимая красота придеснянский природы, меткое народное слово и замечательная песня, богатство и своеобразие духовного мира людей, что его окружали с детства. После окончания Глуховского учительского института Довженко пробовал себя в различных профессиях: он учительствовал, был дипломатом, художником-иллюстратором и, наконец, кинорежиссером. Но именно как автор фильмов, сценарист и режиссер Довженко смог проявить себя в полную силу творческого дарования. Он стал одним из величайших кинорежиссеров мира. Настоящим шедевром немого кино называют фильм Довженко «Земля». 1958 г. на всемирной выставке в Брюсселе 117 известных киноведов из 20 стран среди 12 лучших фильмов всех времен и народов назвали «Землю» Довженко. Другие его известные фильмы - «Арсенал», «Звенигора», «Щорс».

Александр Довженко - один из тех писателей, которым выпало жить в очень трудное время. На глазах у него происходили грандиозные социальные битвы, миллионы людей погибли во время гражданской войны и войны с немецкими фашистами. И сердце Довженкове не могло не откликнуться на страдания родного народа. Он сам был на фронте, на собственные глаза видел горе, слезы, кровь и своим долгом считал воспеть бессмертный подвиг украинцев, показать всему миру безмерность страданий и величие героических свершений.

Перу писателя принадлежит ряд рассказов и киноповестей, темой которых является Великая Отечественная война. Это такие его произведения, как рассказы «Стой, смерть, остановись!», «Воля к жизни», «На колючей проволоке», «Отступник», «Незабываемое», «Мать», а также киноповести «Украина в огне», «Повесть пламенных лет».

Война - чрезвычайное испытание в жизни каждого отдельного человека и нации в целом. Во время войны особенно ярко проявляются как лучшие, так и худшие черты людей. Они способны к высшим взлетов духа, но могут и опускаться до недостойных, низких поступков. Довженко всегда волновала проблема достойного поведения человека на войне. В своих произведениях он любил изображать людей высокородных, мужественных, их волю к победе, верность долгу.

Так, в рассказе «Стой, смерть; остановись!» он рассказывает о необычайное мужество и выдержанность капитана Гусарова, что, несмотря на смертельное ранение, смог посадить самолет на родном аэродроме.

В рассказе «Воля к жизни» писатель восхищается подвигом солдата Ивана Кармалюка, который нечеловеческим усилием воли сумел преодолеть смертельную болезнь - гангрену.

Нельзя без волнения и умиления читать рассказ «Незабываемое». Толчком к его написанию стали болезненные размышления писателя над особым трагизмом женских судеб во время войны. В начале мая. 1942 г. он записал в дневнике: «Великая и удивительная тема - украинская женщина и война. Кто вынес и вынесет на своих плечах больше всего горя, жестокости, позора, насилия? Украинская мать, сестра, жена, любимая». Повествование, созданное Довженко, стало настоящим гимном прекрасной любви Василия и Олеси, что родилось и расцвело в жестокое время, когда «говорили пушки». Наверное, немного найдется в мировой литературе произведений, где автору удалось бы так глубоко отразить тончайшие движения человеческих сердец, передать все оттенки и переливы неповторимого чувства любви. Довженко - художник-романтик, и поэтому его произведение, исполненное высокого трагедийного звучания, вызывает не отчаяние и безнадежность, а восхищение красотой и величием человека, которая не теряет своего достоинства и чистоты даже в самые тяжелые времена. «Незабываемое» позже вошло в киноповести «Украина в огне».

Грандиозной эпопеей второй мировой войны назвали критики киноповесть Довженко «Повесть пламенных лет». В центре произведения - сержант Иван Орлюк, колхозник с Приднепровья. Человек прямой и искренней удачи, он создан для мирного труда на земле. Но юноша должен с оружием в руках защищать родной край от оккупантов. Именно Иван Орлюк, по словам Довженко, «обычный победитель в мировой войне», Ульяна, генерал Глазунов, учитель Обильный, Семен и Роман Клунні защитили Украину от фашистской нечисти, отстояли правду, свободу, красоту.

Вся военная проза писателя - рассказы и киноповести, публицистика и дневниковые записи - отмечается огромным напряжением чувств, глубиной размышлений о войне и человеке на войне. Исследуя наследие писателя, Ю. Барабаш отметил: «Если собрать под одной обложкой все, что в военные годы было сказано писателями о Родине, о любви к своей земле, о ее трагедии, то, безусловно, среди самых ярких, самых волнующих глав этой антологии оказались бы пламенные довженковские страницы об Украине».

Среди произведений о войне особое место занимает киносценарий «Украина в огне». Александр Підсуха так охарактеризовал стилевые особенности и значение киноповести:

«Из произведений о первый период войны, написанных во времена Великой Отечественной, я, не колеблясь, на первое место поставил бы киноповесть Александра Довженко «Украина в огне» - через шевченковскую забота автора всенародной трагедией. По широте охвата материала, глубиной и правдивостью изображения, за поистине шекспировскими коллизиями это произведение в нашей литературе тех времен не имеет себе равного».

Киноповесть, написанная в 1943 г., в один из самых тяжелых периодов войны, впервые была напечатана лишь через 23 года после ее создания. Длительное время замалчивался как само произведение, так и те трагические последствия, которые он имел для Александра Довженко. «Украина в огне» была резко негативно воспринята Сталиным, и он запретил ее для печати и постановки. Ненависть «вождя всех народов» вызвала правда о войне, о украинский народ в этой войне, в полный голос сказала Довженко. Писатель потерпел тяжких оскорблений и обвинений, которые подорвали его здоровье, угнетающим камнем легли на сердце и душу. 31.01.1945 г. художник записал в своем дневнике:

«Сегодня годовщина моей смерти. Тридцать первого января 1944 года я был привезен в Кремль. Там меня было изрублено на куски и окровавленные части моей души было разбросано на позор и поругание на всех сборищах. Все, что было злого, недоброго, мстительного, все топтало и поганило меня.

Я держался год и упал. Мое сердце не выдержало бремени лжи и зла.

Я родился и жил для добра и любви. Меня убили ненависть и зло больших как раз в момент их малости».

Пройдет еще год, и Довженко снова напишет в «Дневнике»:

«Я сегодня утром улетел на Украину. Обломались крылья, и я упал. У меня весьма заболело в груди. И я заплакал, упав. Я попытался еще раз взлететь, я спел начало думы и от жалобного голоса своего снова заплакал.

Вчера было два приступы стенокардии.

Я понимаю своего состояния. Меня убиты медленным убийством, и уже мне не воскреснуть!» (14.01.1946 г.).

Нельзя без волнения и сочувствия читать полны невыразимого страдания слова великого человека, гениального художника, который в течение десятилетий с отчаянием наблюдал, как распинают его народ.

Незадолго до своей смерти писатель, вспоминая кошмар фашистской оккупации и сталинского мракобесия, еще раз вернется к наболевшей теме. В «Зачарованной Десне» он вспоминает:

«Горел и я тогда в том огне, загибав всеми смертями человеческими, звериными, растительными: пылал, как дерево или церковь, гойдавсь на виселицах, разлетался прахом и дымом от взрывов катастрофическим. С моих мышц и имеющейся костей варили мыло в середине двадцатого века. Кожа моя шла на переплеты и абажуры для ламп, валялась на дорогах войны, виутюжена танками; последней войны человечества. И случилось так, что я не сдержался однажды и, выкрикивая из пламени боевые лозунги и призывы к лютой мести врагам, крикнул: «Больно мне, больно!».

- Чего ты крикнул? - в корили меня. - Что привело тебя к этому в такой большой время - боль, страх?

- Страдания. Я художник, простите, и воображение всегда составляло мою радость и мое проклятье. Она вдруг предала меня. При созерцании бедствия показалось мне на одно мгновение, что загибає не село мое, а весь народ. Или может быть что-нибудь ужаснее в мире?!»

«Украина в огне» - это Довженко крик боли, это острая реакция художника на трагедию родного края. В этом произведении автор отразил сложные, драматические события войны, изобразил человеческое благородство и человеческую подлость.

Киноповесть написана про простых людей, на плечи которых лег наибольшее бремя войны. Герои «Украины в огне» - Василий Кравчина, Лаврин Запорожец, Киприан Хуторный, Мина Товченик и другие - это сильные духом люди, преданные своей земле, готовы ради нее идти на смерть. В своей киноповести автор изобразил их образы с особой любовью.

Одной из наибольших проблем, которая волновала писателя, была проблема предательства. Очень болело Довженко том, что среди его земляков нашлось немало тех, кто ради лакомого куска перешел на сторону врага. Об этих людях когда-то в древности говорили в народе: «Потурчились, побусурменились для роскоши турецкой, для лакомства несчастного!» Образ одного из таких предателей Заброды обрисовано в киноповести. Подлый, аморальный человек, он ничего, кроме презрения, не вызывает. В своем стремлении выслужиться перед новой властью, войти к ней в доверие Заброда идет на чудовищное преступление - убийство Мотри Левчихи, которая принесла еду для арестованных односельчан.

Довженко много размышляет над причинами морального падения некоторых своих соотечественников. 24.06.1942 г. он записал:

«В Белгороде восемьдесят процентов молодых женщин вышли замуж за немцев. Мы будем их наказывать за это. Мы не порвем на себе волосы, не сгорим от стыда, не подумаєм над своим убожеством в делах воспитания, мы расстреляем предателей и сирот, которых мы сами наплодили.

Тема для рассказа поразительна. Это драма наших дней. Драма нашей эпохи. Это еще очень немного кто понимает».

У предательства много причин. Одна из них - «никчемное, плохое воспитание молодежи, хамское оскорбление воспитания девушки, пренебрежение женской природы, неуважение к ней, грубость, лишение вкуса, мод, элегантности, хороших манер» (29.06.42 г.).

Но основная причина, по мнению Довженко, лежит глубже. Эта причина - в национальном нигилизме, полном отсутствии патриотического воспитания. В уста одного из персонажей «Украины в огне» немецкого полковника фон Крауза писатель вкладывает горькие слова о национальной трагедии украинцев:

«...у этого народа есть ничем и никогда не прикрыта ахиллесова пята. Эти люди абсолютно лишены умения прощать друг другу несогласия даже во имя интересов общих, высоких. Ты знаешь, они не изучают истории. У них от слова «нация» остался только прилагательное. У них нет вечных истин. Поэтому среди них так много предателей».

Общеизвестными уже стали слова из Довженковского «Дневника», которые указывают на главных виновников позорного предательства, черным пятном легло на душу прекрасного народа: это те, кто не разрешали преподавать украинцам украинскую историю, кто считали эту историю «чем-то запретным, враждебным и контрреволюционным». Это те, кто «на сороковом году строительства социализма» преподавание наук во всех вузах осуществляли неродным украинцам языке. За 18 дней до смерти Довженко записал: «Такого нет нигде в мире. Я все понял и переполнен до отказа. Если мой народ не смог на собственную высшую школу... ничто другое не имеет цены. Какая неслыханная безнравственность. Какой жестокий обман... И сожаление, и стыд...»

Война чудовищным катком прошлась по душам людей. Особенно тяжкие испытания выпали на долю тех, кто находился на «временно оккупированных врагом территориях». С болью в сердце писал о трагических судьбах этих людей, О. Довженко остро осуждает и войну, и тех бездушных чиновников, которым не хватило доброты, человечности, мудрости, чтобы понять всю безмерность страданий тех Несчастных, кто волею обстоятельств оказался под сапогом фашизма. Писателя чрезвычайно беспокоило отношение к жителям территорий, увольняемых советскими войсками. Он считал, что «мы, освободители, все уже забыли, что мы немного виноваты перед уволенными, а мы считаем уже их второстепенными, нечистыми, виноватыми перед нами «дезертиро-оточенопристосуванцями».

Судьбы его героинь Олеси Запорожец и Христе Хуторної - это судьбы многих украинских женщин, которые стали жертвами жестоких обстоятельств. Рассказывая о них, Довженко призывает быть гуманными, милосердными, судить людей «по закону народного бедствия», как говорит один из героев Лаврин Запорожец.

Глубокий патриотизм и человечность пронизывают каждую страницу Довженкової киноповести. Естественно, что это произведение вызвало такую ненависть Сталина. Клеймо «националиста» навсегда легло на имя писателя:

«Меня приговорили к смертной казни через отравление чашей цикуты национализма. Нет, меня повесят. Я чувствую уже вот месяц на своей шее петлю национализма» (21.12.1943 г.).

Полемизируя с ничтожными и подлыми людьми, которые топтались по самых святых чувствах, Довженко говорит: «Когда нет принципиальной ненависти и пренебрежения нет, и недоброжелательности ни к одному народу в мире, ни к его судьбе, ни к его счастью, ни достоинства или благосостояния, - неужели любовь к своему народу есть национализм?»

«Украина в огне» - это честная, неприкрытая правда о страшных испытаниях, которые понес наш народ во время второй мировой войны. Писатель-гуманист, 0. Довженко со всей силой своего таланта осуждает войну как самую ужасную катастрофу в жизни народа и отдельного человека, клеймит подлость и предательство.

В произведениях о войне ярко проявился свойственный Довженковій эстетике диалектический подход к осмыслению сложных жизненных явлений. Не только воспеть величие человеческого подвига в грозные времена лихолетья, но и разоблачить, осудить зло, что раковой опухолью разъедает душу народа. И не только осудить, но и постараться понять первопричины его возникновения, понять и, по христианским законам любви, простить людям их малодушие и предательство: «Не судить их надо, а просит прощения и плакать за плохое воспитание, за духовное увечье в большое время».

Как отмечает литературовед Виталий Дончик, для метода и стиля Довженко характерны следующие определяющие черты: «...умение творить настоящий, высокий, эпический синтез, сочетать жизненную конкретику и крылатый романтизм, реалистичное изображение и обобщенно-символические краски, масштабность батальных сцен и философскую глубину размышлений, художественную предметность и художественную условность, трагизм и юмор, документальность и метафорические гиперболы».

Все произведения гениального художника пронизывает мощный лирико-романтический стиль. Романтизм Довженко проявляется прежде всего в выборе круга изображаемых им жизненных явлений и персонажей. Любимые герои писателя - это люди с сильными характерами и страстями, полны высоких устремлений и чувств. Это влюбленные Василий и Олеся в рассказе «Незабываемое», капитан Гусаров («Стой, смерть, остановись!») и Иван Кармалюк («Воля к жизни»), Мария Стоян («Мать»), Иван Орлюк из «Повести пламенных лет» и много-много других.

Писатель сосредотачивается на небудничных, драматических ситуациях, когда решается сама судьба человека. Он тяготеет к образов-символов, выразительных деталей, поэтических обобщений. Так, в «Повести пламенных лет» Иван Орлюк «оглянулся на комья тлеющих руин и, будто пораженный вдруг величеством пройденного пути, застыл, как памятник».

Во всех произведениях Довженко чувствуется активное присутствие авторской личности. В многочисленных лирических отступлениях он комментирует события, дает им оценку, славит героев духа, разоблачает ничтожество, трусость. Рассказ о Довженко никогда не скажешь - «бесстрастная». Она, наоборот, является глубоко субъективной, отличается особой экспрессией, богатством художественных средств, поэтичностью. Ярко иллюстрирует характерные особенности стиля Довженко-писателя вступление, которым начинается рассказ «Незабываемое»:

«Эту историю хочется говорить самыми дорогими словами, которые даются человеку в редкие, неповторимые часы.

Хочется каждое слово помыть в украинской колодца, где девушка воду брала, и поставить слова чистыми рядами, чтобы незабываемое выигрывало в них, как солнце на Пасху, и радовало человеческие сердца в крупные и трудні времена.

Хотелось бы вышить слова, словно красные цветы на холодных полотенцах, и развесить полотенца в каждой хижине, чтобы кто на них не посмотрел, с какой стороны не зашел, чтобы они всегда были непорочными, как говорила когда-то о себе моя скорбящая мать».

Довженко принадлежит всему миру, он является одним из самых выдающихся художников планеты. Его произведения пленками . душу, очищают ее от скверны злобы и ненависти. Девизом всей жизни и творчества Довженко были его слова:

«Чтобы растрогать, надо быть тронутым. Чтобы радовать, просвещать душевное состояние зрителя и читателя, надо нести просвітленість в своем сердце, надо правду жизни возносить до уровня сердца, а сердце нести высоко».

Лучше о значении Довженкової наследия сказал один из культурных деятелей Франции Бы. Аменгаль: «Его творчество - неповторимая. Он родоначальник нового не только в кино, но и в литературе... Спасибо украинскому народу за то, что он дал миру такого великого художника, как Довженко».