Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ
11 класс

Я хочу рассказать вам о том, что произошло...

Слово «произошло» подразумевает какое-то событие, что-то неожиданное. То, о чем я хочу рассказать, формально под определение случая, неожиданности не подпадает, но... Ничего неожиданного в нашей прошлогодней семейной поездке не было. Полгода мы планировали экскурсию пушкинскими местами. Мама там бывала раньше, теперь она хотела показать их нам - папе, мне и брату. Она так живо рассказывала о Михайловское, Тригорськ, Святогорский монастырь, что казалось: я там уже была. И мы поехали.

Приехали в Пушкинские горы. И вот тут началось неожиданное. Главное, что случилось со всеми нами: мы были не экскурсантами, а гостями О. С. Пушкина. Зашли его навестить. Все потому, что музей-заповедник поражает своей правдоподобностью. Будто и не XXI век на дворе: мы погрузились в атмосферу XIX столетия.

Фашисты оставили от Михайловского одно пепелище, но сохранилась природа, правда, тоже местами опаленная войной. И природа, которая вдохновляла поэта на прекрасные произведения. Пейзаж стал тем, с чего начали возрождать заповедник. Сохранились вековые деревья, холмы, лес, река Сороть, заливные луга... Восстанавливали господский дом, мостки, мельницы, расчищали аллеи, дороги, вместо погибших деревьев высаживали точно такие. При этом руководствовались одним-единственным правилом: сохранить и внешне, и внутренне атмосферу того времени, когда здесь жил поэт. Электричество в Михайловском, конечно, есть, но нигде вы не увидите ни столбов, ни проводов. На территории заповедника нет никакой техники: ни одного автомобиля, мотоцикла, трактора и т.п. Путь, что ведет между вековых елей и лип к господского дома, есть, но она от телег. Работают две мельницы: ветряная и водяная. Даже урны для мусора - не чудовища бетонные, а из ивняка, чтобы не нарушать общей картины. Нет назойливых указателей, характерных для музеев-заповедников.

Возрождение природного окружения в пушкинских местах было первостепенным, потому что, когда поэта спрашивали о его кабинет, он отвечал: «Деревня - мой кабинет». А это - леса и холмы, это Сороть и луки, то заснеженные, то цветущие, то покрыты золотым ковром листопада. Все это видел и любил Пушкин. Может, посмотрев на это, мы станем добрее, лучше?

Господский дом в Михайловском - это не застывший музейный дом. Он жив, потому что в полной гармонии с природой: когда в садах зацветают сирень и жасмин, дом наполняется их весенним ароматом. В июле, когда цветут липы, дом пропитан запахами воска и меда. Все лето и осень в каждом уголке дома - живые цветы. На праздник Спаса в дом приносят корзинку отборных яблок - и дом заполняется духом.

Это чудо возрождения музея-заповедника, святыни общечеловеческого масштаба, состоялось благодаря энтузиазму, труду, увлеченности и преданности своему делу Семена Степановича Гейченка. В 1945 году он приехал с фронта в Пушкинские горы, чтобы остаться там навсегда.

Все, что мы увидели и почувствовали за три дня в пушкинских местах, поражает, проникает в душу. Такое душевное озарение, думаю, испытывает каждый гость Михайловского. Это ощущение неожиданно открылось и мне, поэтому и называю его «тем, что произошло»: присутствие поэта. А произошло это потому, что возродили не просто место, где жил Пушкин, возродили атмосферу давно минувших лет. В таком музее нет места для скуки. Отсюда не хочется уходить. А уходя, мечтаешь о том, чтобы еще хоть раз в жизни вернуться сюда, и благодаришь всем тем, кто создал это чудо.