Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Осуждение бездуховности и эгоизма в повести «Кайдашева семья» И. Нечуя-Левицкого

Нечуй-Левицкий...

Ли найдется в Украине человек, который не слышал этого имени? Пожалуй, нет. его имя стоит рядом с именами И. П. Котляревского, Т. Г. Шевченко. А так как духовная жизнь человека невозможна без классики, то оно невозможно и без имен этих прославленных мастеров художественного слова.

Большое творческое наследие Ивана Семеновича. Большая и багатопроблемна. И это не удивительно. Ведь всю свою жизнь писатель «кровью и нервами» был связан с трудовым простонародьем, ибо глубоко чувствовал горе людей, пронимался их тяжелыми мыслями, всегда стремился помочь обиженным. В своих критических статьях он не раз говорил о том, что история нашей литературы похожа на историю своего народа, так как тесно связана с ним. Среди крупных прозаических произведений одно из почесніших мест в творческой лаборатории писателя прозаика занимает «Кайдашева семья», социально-бытовая повесть.

Хочу отметить, что Нечуй-Левицкий с большим художественным мастерством показал жизни украинского села после реформы 1861 года, уличив причины недоразумений и ссор на примере семьи Кайдашей.

В конкретных ярких эпизодах писатель доказал, что в условиях капиталистической действительности искажаются человеческие чувства и взаимоотношения, интересы и стремления. И причиной этому является бездуховность и эгоизм крестьянина, для которого главным в жизни является собственность.

В результате столкновений и борьбы за собственность люди становятся жестокими, мелочными, жалкими. И автор, пользуясь средствами сатиры и юмора, высмеивает это. Но кроме смеха, бытовые картины повести вызывают у читателя еще и чувства сумму за человека, за ее самоунижения и моральный

упадок.

Казалось бы, старый Кайдаш Емеля все делал для того, чтобы сохранить семью. Он тяжело работал, будучи добрым стельмахом. Своим трудом стянулось на хозяйство, построил пространства дом, вырастил сыновей. Он стремился прекратить споры в доме. Однако через свое притяжение к водке Емеля теряет авторитет среди сыновей. Причина этому - не только кабак. Отец подавал сыновьям уроки эгоизма. Вот пример. Дорога в деревню шла круг Кайдашевого огорода, спускаясь с крутого холмика, где часто переворачивались телеги. Однако никто не брался починить дорогу, в том числе и Кайдаш. «А разве же я один буду возить тудой снопы?» - говорит он. Жизнь Емелю закончилось печально: пьянство привело его к гибели. И семена бездуховности и эгоизма, порожденное им, дало здоровые, крепкие ростки в душах Карпа и Лаврина. Оба брата трудолюбивы, охотно идут на заработки, чтобы завести хозяйство, но пренебрегают в жизни много чем: не уважают матери, не слушают отца, унижают друг друга. И, более того, им ничего не стоит унизить женщину-жену. Бездуховность, эгоизм притупили их родственные чувства.

С Лаврина получается такой же эгоист, не смотря на то что в начале произведения автор рисует его кротким, добрым, щедрым человеком. Он втягивается в ссоры, подражает старшему брату, невежливо говорит с соседями. Грубость, эгоизм у него стали заметны не менее, чем у Карпа.

К какому же выводу мы можем прийти? Окружающая действительность с ее законами так или иначе влияет на человека, формирует его мировоззрение, миросозерцание, миропонимание. Только сильной натуре подвластен протест суровых законов жизни. И, к сожалению, таких людей меньше. А они нужны нам сегодня!