Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

О ДАЛЕКИЕ ПРОШЛЫЕ ВРЕМЕНА
ИВАН ФРАНКО
Захар Беркут

И

Это было весной 1241 года. Тугару Волку князь Даниил подарил обширные земли в Тухольщині. Отпраздновав это событие, боярин вышел на большую охоту вместе со своими гостями и стрельцами.

Охоту на крупного зверя были опасным развлечением. Иногда и ни ш, ни рогатины, ни даже копье не помогали унять хищника. Поэтому люди удивлялись, видя рядом с Тугаром его дочь Мирославу. Девушка была красивая, добрая, нежная и вместе с тем сильная, смелая. Еще при рождении она потеряла мать, а нянька, простая женщина, приучала ее к всякой работы; отец же брал везде с собой и учил преодолевать всевозможные трудности.

На стрімкім підгірку, вкритім густыми деревьями и буреломом, было главное лежбище медведей. Туда и направлялся Тугар Волк, взяв в проводники местного храбреца Максима Беркута. Тот расставил охотников в два ряда, не знал только, что делать с Мирославой, но девушка не отступила от своего намерения охотиться вместе с мужчинами.

Когда перед ловцами встала преграда - куча свалок, как высокая башня, те пошли в обход, а Мирослава стала смело взбираться вверх. Пыльное дерево проломилося под ней, она провалилась йопинилася возле огромной медведицы с медвежатами. Бежать было некуда. Мирослава затрубила в рог, призывая на помощь, зверь бросилась на нее и поранилась об древко охотницы. Медведица, разозлившись, прыгнула к девушке, но упала от удара чьего-то копья.

Это был Максим.

Между молодыми людьми, словно искра, проскочила сердечное чувство. Тугар Волк хвалил Максима и искренне благодарил его.



II

Охотники возвращались домой, и Максим с гордостью показал дорогу через горы, сделанную тухольцями.

Тугар Волк стал расспрашивать макса о отца, правда ли то, что Захар Беркут имеет большую власть над обществом. Юноша сказал, что община - самая большая власть. И отец не может ее бунтовать, потому что она сердится на боярина, который захватил общественный лес и горную. Тугар Волк пренебрежительно ответил, что землю ему подарил князь.

Посреди села им встретились трое старых, что несли серебром где цепь в виде кольца. Они останавливались возле каждого двора и приглашали на копу (на собрание). Пригласили и боярина, хоть тот и посмеялся с такого обычая. Максим посоветовал Тугарові приди на общественный суд, Мирослава его поддержала, боярин неохотно согласился пойти посмотреть на копу.

Проводник Максим показал Тугару и Мирославе священный камень тухольцев Сторож, рассказал легенду о нем.



III

За селом Тухля посреди поля стояла огромная липа, которую жители считали божьим даром и возле которой они устраивали вече (народное собрание).

Захар Беркут, словно древний дуб-великан, стоял и смотрел на тухольську общину. Он радовался, что община была дружной в труде, в радости и горе, давала всем порядок. Здесь не было бедных, а сборники налогов остерегались поступать несправедливо. И все благодаря его влиянию, его мудрому руководству. Порядки здесь святые, но не ради почета, а потому что справедливы и направлены на добро.

На вече приходит Тугар Волк со своей пышной женой. Он с гордостью заявляет, что, как и они, слуга князя. Тухольцы не признают князя своим господином, потому что тот о них не заботится, не защищает их. Права же общественные они сами давно установили и живут с ними счастливо уже долгое время. Князь не может называться справедливым, если обижает своих подданных, раздает их земли. Боярин сказал, что получил такой подарок за заслуги - проливал свою кровь в двадцати сражениях.

На это Захар Беркут ответил, что то все разбойничьи войны. И призвал общину свидетельствовать, кто может, о том, Тугар воин. К удивлению боярина, вышел один очень покалечен человек, Митько Воин, что давно уже прибился к деревне. Он хотел сказать, что Тугар - предатель, но тот его зарубил на месте и этим подтвердил свою вину. Тухольцы решают прогнать боярина со своей земли.

Двое всадников ехали по узкой горной тропе. Один - мужчина в летах, в рыцарских доспехах, при оружии. На лице - гнев, недовольство, какая-то слепая упорство, Второй ездок - молодая, красивая девушка с длинными золотисто-желтыми волосами, тоже при оружии. Она любуется пейзажем, хвалит страну, а ездок резко ей отвечает, что здесь плохой народ. Мирослава расспрашивала отца, куда им ехать, когда их выгнали из Тухольщини, и не попросить ли общество принять их к себе.

Вдруг они остановились перед морем огней и палаток в стрыйской долине. Это были монголы. Тугар Волк признался, что это его союзники, что он готов общаться с любым, чтобы отомсти смердам за несправедливость. Мирослава, услышав, как отец говорит на монгольском языке, догадалась, что он разбирается с врагами давно, что шептались о его измене еще в княжеском дворе недаром.

У девушки не хватило сил покинуть отца, и она ушла ни им до монгольского воеводы Пэты. Тот подарил Мирославе охранный перстень, но запретил оставаться в лагере.



IV

Захару Беркуту приснился странный сон - будто падает священный камень Сторож. Тревожные предчувствия сбываются - ему сообщают, что какие-то страшные черные люди побили тухольских молодцев у боярского дома, среди них и Максима Беркута.

Община собралась на майдане. Одни советовали бороться до смерти, пешие - сделать в теснине закрома и отбить врага. Захар Беркут (говорил, что отраженные от села монголы бросятся на другие общины. Надо разбить нападавших. Но силы малы, и как это сделать - пока никто не знал.

Вдруг тухольцы увидели человека на лошади, которая спускалась с гор. Это была Мирослава. Девушка сказала, что Максим не погиб, он в плену, а она просит Захара быть ей за отца, потому что отказывается от своего родного, который стал предателем. Мирослава передает совет Максима, как уничтожить монголов: надо покинуть деревню в долине, подняться в горы, а когда враги придут, отрезать им выход.

Так и случилось. Монголы ворвались в безлюдную Тухлю, сожгли ее, а когда попытались выйти из тесного котловины, их встретили закрома и стрелы тухольцев. Бурунда-бегадир обвинил Тугара Волка в двойной измене. Боярин понял, на какую скользкую дорогу он попал, и стал искать выход. Вспомнил о пленном Максима и велел караульным разыскать его. Юноша был едва жив, и Тугарові стало его даже немного жаль. Боярин сказал, что может спасти жизнь Максима в обмен на свободный выход монголов с горной котловины. Максим не согласился, но тут пришла Мирослава. Она порадовала Максима тем, что тухольцы во главе с его отцом изобрели способ, как уничтожить вражескую силу. И предложила ему бежать за помощью перстня Пэты. Молодой Беркут отказался, потому что не хотел подвергать девушку опасности.

V

Тугар Волк поехал с дочерью до Захара Беркута, надеясь, что он согласится выпустить монголов из ловушки за освобождение сына. Но Захар не пошел на это, зная мстительную натуру врагов и боясь подвергнуть опасности соседей.

Мирослава пытается удержать отца, но тот идет в монгольский лагерь.

Тухольские мастера под руководством мужественной девушки изготовили машины для метания камней. Потом тихо пошли всей общиной до священного камня Сторожа, повалили его и перегородили реку. Захар обращается к Солнцу и молит о помощи в борьбе с хищными нападающими.



VI

Тугар сообщает Максиму, что отец не захотел менять его жизнь на выход монголов, но все равно сила солому ломит. Максим сказал, что знает тайный выход из котловины и может вывести монголов. Боярин, удивленный и обрадованный, принимает предложение, велит расковать юношу. Максим умышленно долго ищет лаз, пока воды с загородженого потока набралось достаточно много и она залила подземный тоннель. Монголы пытались остановить воду, но тщетно. Бурунда сказал, что, хоть Максим и выполнил свое обещание, его не отпустят, пока монголы не выйдут из этой долины.



VIІ

Вода все прибывала, монголы сделали кучи из камней и стояли на них. Тухольцы не стали ждать, пока вода полностью поглотит врагов, привязали пни к елей и пустили по течению, чтобы те разбивали груды камней, как тараны. Потом связывали бы плоты, на них стали смелые лучники и поплыли добивать монголов. Скоро на самой большой куче осталась только сотня воинов, Бурунда, Тугар Волк и Максим.

Боярин предложил тухольцям отдать пленного за жизнь и свободный выход. Те хотели согласиться, но Захар сказал, что эти монголы приведут других, и тогда тухольцям не выстоять. Он твердой рукой направил на врагов камень с крупнейшей метательной машины. В тот момент, когда Бурунда замахнулся мечом на Максима, Тугар Волк выхватил свой меч и отрубил руку бегадирові. Бурунда потерял равновесие и потянул за собой в воду Максима. А еще через мгновение на головы басурман упал камень. От Бурундового войска не осталось и следа. Все замерли. Вдруг радостный крик раздался снизу - молодцы увидели, что Максим жив и здоров, вынырнул из воды.

Юноша бросился к поблідлого отца, к Мирославы, что потеряла сознание. Девушка пришла в себя и спросила, где ее отец. Ей сказали, что там, где весят его добрые и злые дела, и надо молиться, чтобы добрые перевесили.

Захар благословляет Максима и Мирославу, потом обращается к обществу с призывом быть дружной, сплоченной, и тогда никто ее не шамає. Сказал - и не стало его.

Много прошло времени. Сбылось предсказание старого Захара Беркута. Древнее гражданство забылось, и не пора ли его возродить?



Комментарий

В исторической повести И. Франко «Захар Беркут» описывается, как жители горного села Тухля сумели не только остановить многотысячное монгольское войско, но и уничтожить его. В этом им помогли мужество, сплоченность, смекалку и даже сама природа родного края. Ради победы над врагом Захар Беркут пожертвовал жизнью сына, и только счастливый случай спас его. Готов к самопожертвованию ради родины и Максим Беркут. Мирослава, отказавшись от отца-предателя, становится на сторону справедливости. Произведение заканчивается счастливо и дает хороший урок потомкам, которые часто забывают, что община - большая сила и что счастье каждого зависит от свободы отечества.