6 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Величание в народных песнях (щедривках «За сенями, сенями и новыми», «Ой у нашего господарика» и др.) крестьянской семьи, крестьянина-труженика
Щедрик, щедрик, щедривочка,
Прилетела ласточка,
Стала себе щебетать,
Хозяина вызвать.
Такие родные и с детства знакомые нам слова народной песни, которая всегда сопровождала новогодний обряд. Для наших древних предков, как только оживала природа, сходил снег, начинался Новый год. Они начинали засевать ниву и заклинали урожай, чтобы рожь родило высокое, буйное, вьющиеся. Наши предки верили, что солнце, ветер, мороз и дождь - это божества, от которых зависит урожай и жизнь человека. Вот и призывали силы природы послать им щедрый урожай. Но прошли века, изменился и календарь, и Новый год стали праздновать теперь уже зимой. Поэтому на Новый год ходят засевать. Раненько, как шли засевать ниву. Колядки - величальные песни, прославляющие человека-труженика. Они величали крестьянскую семью и отдельных ее членов, воспевали доброту, гостеприимство хозяина, жизнь и труд. В этих величальных песнях хозяев называли господами, хозяек - госпожами, княгинями, ребят - богатырями, царевичами, девушек - барышнями, княжны, царевнами. Пели в этих песнях пожелания: чтобы было богатство, чтобы был хороший приплод скота, хороший урожай. А если хозяин был беден, то хоть на этот миг, пока пели песню, он чувствовал себя состоятельным и богатым: и поле у него большое, и хлеба много, и скота достаточно. С помощью поэтического слова и магического акта, праздничной торжественной обстановкой люди стремились создать в эти дни образ достатка, счастья, согласия и спокойствия в своем доме.
Заколядуймо мы этому газдові,
Этом Газдові и его столовой.
Эй дай Боже!
Вне столовое сидят господа,
Сидят господа и совет советуют,
Да и совет советуют за святую весну,
За святую весну, за седые волы.
За седые волы, за серебряные плуги.
Почтим вам счастьем, здоровьем,
Счастьем, здоровьем и святым Рождеством.
В щедривках чрезвычайно высоко поставлена працю. ее возвышенно не просто к первостепенных житейских, экономических факторов, но и до статуса основной сферы воспитания, выявление и утверждение морально-этических качеств человека.
Прекрасные колядки пришли к нам через сотни лет, но и сегодня мы должны их знать и понимать, потому что это наши национальные сокровища, которые мы должны чтить и беречь, ибо без этого не будет расти и не зеленеть наше родовое дерево.
|
|