С печалью радость обнялась...
В слезах, как в жемчугах, мой смех.
И с удивительным утром ночь слилась,
И как мне разнять их?!
В объятиях с радостью печаль.
Одна летит, вторая спиня...
И идет между ними борьба,
И кто сильнее - не знаю я..
1906
Эти строки написаны еще достаточно молодым человеком. Но они отмечены настоящей мудростью, неоднозначным восприятием мира, в котором не существует легких ответов на вопросы бытия. И Александр Олесь (1878 - 1944) напряженно искал их всю жизнь. Александр Иванович Кандыба родился на Сумщине. Имя Александр Олесь дала ему невеста Вера Свадковська в 1906 г. Оставшись в 11 лет без отца, он уже тогда, видимо, почувствовал, как это на самом деле бывает: «С печалью радость обнялась».». Тяга к обучению, к труду вообще оказался в том, что юноша упорно занимался самообразованием. Изучал иностранные языки, знакомился с мировой литературой, организовывал драматические кружки, участвовал в спектаклях, писал стихи. Первый из них создал в 9 лет. С детства поэт вынес любовь к волшебному краю, в котором жил с матерью и двумя сестрами. В автобиографии он напишет: «...все, что я видел там, в степи, в саду, на реке (Суда), кажется мне сплошной сказкой природы». Учился в земледельческой школе, ветеринарном институте в Харькове.
Выход в свет первого сборника А. Олеся «С печалью радость обнялась» (Петербург, 1907 г.) принес ему поэтическую славу. Леся Украинка призналась, «что он опередил ее как лирический поэт». М. Зеров отметил: «Свежесть поэтических образов, плавность и легкость стиха...». В 1903 г. на открытии памятника Ивану Котляревскому в Полтаве В. Олесь встретился с Лесей Украинкой, Михаилом Коцюбинским, Михаилом Старицким. Незабываемые впечатления заставили его задуматься над современным состоянием украинской культуры, языка, над необходимостью духовного и национального возрождения Родины. Надежды на это поэт связывает с революцией 1905 г., когда состоялся его дебют: в одесском альманахе «Костер» был напечатан стих «Холостяцкие лета - то бурный поток». Действительно, революция вызвала в эмоциональной, ранимой молодого человека приподнятое настроение. Олесь участвует в митингах, переводит на украинский язык революционные песни - «Варшав'янку», «Марсельезу», «Смело в ногу отправьтесь», «В неволе замученый народ», призывает людей отстаивать свое право на свободу. Романтическое мироощущение в поэзии О. Олеся сочетается с реалистичным отражением народной жизни в царской «тюрьме народов». Поэт продолжает традиции Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки. Творчество Кобзаря он знал прекрасно, и Шевченко образы были с ним на протяжении всей жизни.
Кто-то ударил без сожаления
по сердце моем. -
И забилось сердце в огне
золотом....
И посыпались искры ясные,
И в звонкие обратились песни.
Лирик, певец любви превратился в поэта-гражданина с мужественным голосом. В нем звучали радость пробуждения, надежды на обновление и переживания за свой народ.
Еще в нас огонь не погас в груди.
Еще наш народный стяг.
И только сечи придет время,
Слетятся вмиг миллионы нас.
От крови дух наш охмелів
И упал; и спал веки без снов;
А грянет гром из народных облаков -
И уничтожит хищных янычар.
Поэт верит в способность простых людей избавиться от оков, не быть рабами:
Они - ободранные, розбуті.
Слепые, голодные и немые,
В кандалы, в прочную сталь закованы,
В кровавых ранах и ярме, -
Сегодня больше не рабы:
Звучат лозунги борьбы!
Братство, равенство, земля и воля - эти лозунги привлекают его в революции. Академик М. Жулинский в книге «Из забвения - в бессмертие» пишет: «Народную славу поэту создали и навсегда утвердили песни и поэтические скорби периода революции 1905-1907 годов и Февральской революции 1917 года. Художник сумел с большой экспрессивной напряжением «переплавить» народные переживания и надежды в болезненно-чувствительной душе и мощно, с искренней эмоциональной сповідальністю вылить это в поэтических образах, символических ассоциациях и музыкальных ритмах. Он пережил и светлые надежды родного народа на социальное и национальное освобождение, и трагические поражения первой русской революции, оплакал погибших и загорелся новым, зігрітим революционными загравами гневом против насилия и тирании».
Мы не зложимо оружия...
Сильны в нас и желание, и гнев.
Мы получим землю и волю
И загоїмо раны веков.
После поражения революции В. Олесь болезненно переживал репрессии, черносотенные погромы правительства, молчание и равнодушие современников. Его гнев направлен против отступников, которые отреклись от языка и культуры украинского народа, потоптали его национальное достоинство и права. Поэт возлагает надежды на свое слово, которое может стать настоящим мечом:
О слово! Будь моим мечом!
Нет, солнцем стань! Вверху остановись,
Озари мой край и розлетися
Дождями судними над ним...
Его стихи этого периода созвучны со знаменитым «Посланієм» Т. Г. Шевченко. А уже через 5 лет после публикации первого стихотворения известный украинский ученый-литературовед С. Ефремов писал: «Возмущение против насилия, гнева обиженных полно в стихах А. Олеся 1905-1907 годов, и в них он дает такие хорошие образцы гражданской, подлинно высокой поэзии, к которой после Т. Шевченко никто так высоко не піднімавсь на Украине. О. Олесь еще раз наглядно показал, что гражданские мотивы ничуть не связывают крыльев и не мешают настоящему поэту, не укрощают его творческого вдохновения...».
В стихотворении «Астры» (1905) революция предстает в аллегорических образах:
В полночь астры в саду расцвели...
Умылись росой, венки одели,
И стали розового утра ждать,
И в радугу красок жизни убирать...
И грезили астры в полусне розкішнім
О травы шелковые, о солнечные дни,
И в мечтах ввижалась им сказка ясная,
Где цветы не вянут, где вечная весна....
Так бредили астры в саду осенью.
Так бредили астры и ждали весны...
А утро стрівав их холодным дождем,
И плакал где-то ветер в саду за кустом..
И увидели астры, что вокруг - тюрьма...
. И увидели астры, что жить напрасно, -
Склонились и умерли... И тут, как на смех.
Засияло солнце над трупами их!..
Вера в то, что солнце засияет, а все погибшие герои останутся в памяти потомков, придает стихотворению оптимистического звучания. Ведь причина поражения, смерти «прекрасных цветов», в том, что они расцвели преждевременно, ночью По мелодичности «Астры» напоминают стихотворение Л. Глебова «Журба». Призыв к революционной борьбе и интернациональные мотивы, утверждение веры в победу народа и осуждение угнетающей политики царизма, черносотенных погромов, защита национальной культуры, родного слова и роль поэта в общественной жизни - все это составляло содержание стихотворений О. Олеся в период революции 1905-1907 гг.
По окончании обучения поиски творческой работы ни к чему не привели и поэт вынужден работать по специальности. Работа на киевских бойнях ветеринарным врачом не могла его удовлетворить. В 1912 г. он выезжает в Австрии и Италии, на Гуцульщине встречается с й. Франком, О. Кобилянской. Одновременно продолжается напряженная поэтическая работа. Выходят одна за другой книги его стихов, которые он обозначает римскими цифрами: II - 1909 рі, III - 1911, IV - 1914, V - 1917 г. В январе 1919 г. он сдал к печати VI книгу стихов, но читатель ее не получил.
Снова становятся бодрыми и радостными его поэзии в дни Февральской революции 1917 г., которую художник встречает с надеждой на окончательное освобождение народа. В предисловии к одной из своих сборников В. Олесь писал: «В то время, когда сия книга была уже составлена, в России произошли события огромной важности, исторического значения. Упали стены российской темнице, и на порог вышла с солнечной улыбкой невольниця Воля_». И к ней он обращается в стихах:
Воля? Воля!? Снится, может?
Дружище! Брат! Говори!
Что? Народ? Солдаты?! Боже!
Бой... красные флаги!
.............................
Марсельезу! Скорее бы утро!
Почему так тихо на селе?!
На колокольню! Уже рассвет!
Люди! Воля на земле!
В то же время мастера не оставляет тревога в связи с братоубийственной борьбой, развернувшейся в стране:
Где ты, где ты, праздник согласия?
Не пора ли прийти тебе? -
Задыхаются народы
В братоубийственной борьбе.
Художник и воспевает, и оплакивает революцию, ибо испуганный ее стихией приливов и отливов, стремлением революционеров экспериментировать над живым народным организмом.
Талант поэта отмечали тогда все литературные критики. Именно он, по мнению М. Зерова, позволяет ему авторитетно представлять украинскую поэзию, как В. Винниченко нашу прозу. Более того, Михаил Грушевский считал, что о О. Олеся следует говорить как о «величайшего из ныне живущих поэтов на Украине».
В 1919 г. О. Олесь выехал за границу. Казалось, ненадолго, а получилось навсегда. Вена, Берлин, Прага - места проживания поэта, но мысли, воспоминания, надежды, прошлое и будущее - все было связано с Украиной. В Киеве осталась жена с сыном, по которым он очень скучал. С 1923 г. живет в Чехословакии, здесь, на Ольшанском кладбище в Праге, поэт похоронен. За могилой ухаживает сын Олесь Кандыба. Рядом - могилы русских писателей, в частности Аркадия Аверченко, матери Владимира Набокова - Елены Набоковой. Какой трагедией стала для них эмиграция - трудно сказать. А вот для А. Олеся, и об этом свидетельствует прежде всего его поэзия, она - постоянная боль, печаль, ощущение скуки и одиночества. Этими настроениями проникнута первая «заграничная сборка» - «Чужбина» (Вена, 1919). В 1927 г. он напишет:
Чужбина - могила, чужбина -
гроб.
Душа на чужбине, как чайка
печальная, -
Летает и стонет в слезах
без гнезда:
Навек его смыла бурная вода.
Украина остается для художника святыней:
Душа разорвана, как рана...
Бальзам так далеко, как солнце,
А солнце, как и счастье,
Там, там, только в края коханім.
Во времена голодомора 1921 г. поэт работает в заграничном украинском обществе по делам оказания помощи голодающим. И снова умоляет:
О, принесите как не надежду,
То крошку роднее? Земли...
Я притулю к уст ее
И так застывшую, так зомлію..
В то же время он очень критически относится к представителям эмиграции, что окружали его, до самого себя, разочарованного и отчаявшегося. В эти годы выходят такие книги О. Олеся: «Княжеские времена. Прошлое Украины в песнях» (1930), сборник гостросатиричних произведений «Перезва» (1921), направленная против политической эмиграции, «Поэзии, кн. X» (1930), «Кому скажу печаль мою» (1931), «Маска» (стихи 1922 - 1944 г.), драматические поэмы и этюды. Но прежней радости творческого труда уже не было. Последние годы жизни были очень грустные: фашисты захватили Прагу, пришло известие о гибели сына Олега, замученного в концлагере Заксенхаузен.
В течение 1917-1930 гг. вышло три книги поэта на русском языке. М. Горький писал к Олеся: «Я заочно знаком с Вами. М. М. Коцюбинский часто и славно говорит о Вас, читал мне ваши стихи». А затем, с 1930 по 1957 годы, его стихи не печатались. М. Он спрашивает: «Почему так произошло? Чем провинился мастер перед своим народом? Убежден: ничем он не провинился, народ его не наказывал осуждением, не обошел забвением. Пытался наказать поэта сталинизм, отлучая его творчество от истории украинской литературы, изымая из массовых библиотек его книги и запрещая их печать. Олесь провинился перед своим народом лишь тем, что не разделил с ним ужасы голода 1932-1933 годов, ужасы сталинского беззакония, ненавистной фашистской оккупации. И он себя жестоко и наказал. Наказал тем, что в 1919 г. покинул родной край и оказался на чужбине».
Лирические произведения поэта отличаются музыкальностью, благозвучием. После Т. Шевченко А. Олесь - второй поэт по количеству произведений, которые положены на музыку. До них создали музыку М. Лысенко, К. Стеценко, С Людвич, А. Кос-Анатольский, Д, Ревуцкий, Г. Веревка, Белаш, Г. Майборода - всего около 80 композиторов. О. Олесь писал и для детей, переводил с русского, белорусского, грузинского, английского, немецкого, польского, болгарского и сербского языков. Своим учителем его считали В, Сосюра и П. Тычина.
Поэзия «Чары ночи» (1904) вошла в его уже упоминавшейся сборника «С печалью радость обнялась» и стала настоящим гимном жизни, весне, любви, что не может оставить равнодушными молодых. Исследователь В. Яременко ак высказался о стихотворении О. Олеся: «Смеются, плачут соловьи» - это поэзия, красоту которой можно сравнить с красотой цветов: есть цветы, к которым нельзя прикоснуться даже любящей рукой. От прикосновения они вянут, Такие интимные поэзии О. Олеся. Настроение большинства из них просто невозможно передать. При попытке перевести его на язык прозы он увядает и исчезает...».
Чары ночи
Смеются, плачут соловьи
И бьют песнями в грудь:
«Целуй, целуй, целуй ее -
Вновь молодость не будет!
Ты не смотри, что будет там -
Или забвение, предательство:
Весна идет навстречу вам,
Весна в сие время вам совет.
На мне единственный запиши
Свою печаль, мысли и горе -
И струя собственной души
Влей в шумящее море.
Лови летучую мгновение жизни!
Чаруйсь, хмелій, впиваайся
И среди грез и забвения
В роскоши влюбись.
Посмотри, вся земля дрожит
В пылких объятиях ночи
Письмо цветке рвійно шелестит.
Траве ручей воркоче.
Отразились звезды в воде.
Летят к облакам туманы...
Здесь льются ароматы густые.
Там гнутся ивы пьяные.
Как искра еще в тебе горит
И погаснуть не успела, -
Горы! - жизнь единственная миг,
Для смерти же - целая вечность.
Почему же стоишь без движения ты,
Когда весь мир поет?
Наладь струны золотые:
Пир весна производит.
И смело иди под звон рюмок
С огнем, с песнями в гости,
На праздник радостный цветков,
Любви, снов и неги.
Погибнет все без возврата:
Что возьмет время, что люди.
Погаснет в сердце костер,
И застынут грудь.
И ты захочешь вернуть себе.
Как Фауст, дни прошедшие...
И знай: над нас - боги скупы.
Над нас - глухие и нечулі...»
.....................................
Смеются, плачут соловьи
И бьют песнями грудь:
«Целуй, целуй, целуй ее -
Вновь молодость не будет».
|
|