Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Из истории музыкального искусства в Украине

Обзор истории народной музыки в Украине можно начать с древнейших времен истории человечества. Народная музыка - это весь клад вокальных и инструментальных мелодий, который с древнейших времен существования народа путем устной передачи переходил до следующих поколений.

Украинская народная творчество является отправной точкой, с которой начинается история культуры украинского народа, а соответственно, и история украинской музыки.

Древнейшими в Украине считаются мелодии обрядовых песен. Эти песни связаны прежде всего с календарными праздниками или хозяйственными событиями (колядки, щедривки, веснянки, купальные песни), песни, связанные с важными событиями в жизни человека (песни свадебные, крестильные, похоронные причитания).

Золотой эпохой в развитии украинской народной песни можно считать XVI-XVIII века. В песнях этого периода формируются и закрепляются те характерные приметы украинской народной песни, которые отличают ее песен других народов. Появляется новая форма казацких дум, лирико-эпических произведений імпрові-зованная-речитативного характера, посвященные борьбе казаков с турками, а позже - войны времен Хмельнитчины. Родственными с думами есть исторические песни. С появлением дум появляются народные певцы: кобзари, бандуристы, лирники, которые организуются даже в певческие братства или цеха со своими традициями.

Дальнейшее развитие украинской народной песни сближает ее с современной европейской музыкальной системой. Содержание таких песен наполняется индивидуальными переживаниями человека в разнообразных формах. Это песни чумацкие, бурлацькі, рекрутские, холостяцкие и любовные. Появляются танковые формы мелодий: шумко, казачки, метелицы, частушки.

Украинская народная песня отражает сложную и богатую внутреннюю жизнь человека, причем веселый элемент чаще преобладает над грустным.

Во времена Владимира Великого появляется в Украине и церковная музыка. Знание церковного пения духовенство распространяло и отдельные «демественики» - учителя пения, что вводили так называемый демествений пение - напівцерковний, полусветский, «на слух». О греческих церковных певцов подробно рассказывают летописи Древней Руси.

В XI веке появляются в Киеве также богослужебные книги с первыми музыкальными знаками, которые были безлінійними и относиться над словами текстов. Сам церковное пение того времени был одноголосый, напоминал мелодекламацию, причем ритм слова придавал ритму музыке.

Но уже в первой половине XVI века в Украине появился многоголосное пение, сначала только для трех голосов. И только с XVII века в православной церкви Украины появились хоры.

Золотая эпоха украинской церковной музыки связана с именами Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского и Артемия Веделя. Это один из самых светлых моментов нашего музыкального прошлого и будущего.

Музыкальное наследие Бортнянского очень большая. Его церковно-вокальный стиль является вершиной достижений в этой области. Его преемники М. Березовский и А. Ведель получили для музыкальной культуры той эпохи всемирного значения.

Относительно светской музыкальной культуры в Украине, то развитие ее начинается в XVIII веке. Интересным явлением того времени были «крепостные капеллы» (инструментальные и вокальные), которые существовали в господских имениях. В имении польского магната Потоцкого существовала даже музыкальная школа. На Левобережной Украине настоящим меценатом музыкальной культуры была семья Разумовских. Алексей Разумовский, фаворит императрицы Елизаветы, имел большое влияние на развитие тогдашней музыки императорского двора. В Батурине у него была своя капелла, а его сын Андрей, посол в Вене, тоже большой меценат, поклонник музыки, даже дружил с Бетховеном.

Но только с начала XIX века появляются первые ласточки нового возрождения украинской музыкальной культуры. Предтечей этого возрождения можно считать Семена Гулака-Артемовского - автора співоігор «украинская свадьба», «Ночь под Ивана Купала», и особенно по сей день жизнеспособной и свежей оперы «Запорожец за Дунаем»; и Петра Нищинского - автора «Думы о Байду», «Про казака Софрона» и бессмертных украинских «Вечерниц». Правда, они еще не имеют ни четко обозначенных тенденций по созданию национальной музыки, нет того профессионального подхода к делу, как у Николая Лысенко. Однако их деятельность вышла все-таки из глубокого национального чувства, от корней украинской музыкальной культуры - народной песни. К группе предшественников Лысенко следует отнести и Николая Аркаса - автора оперы «Катерина». Романсы на слова Т. Г. Шевченко писал также Петр Сокальский - автор опер «Осада Дубно», «Мазепа», «Майская ночь».

Переломным в развитии украинской музыкальной культуры стало появление Николая Лысенко, фигуры эпохального значения.

Основоположник украинской классической музыки, композитор, педагог, пианист Николай Витальевич Лысенко окончил Киевский университет и защитил диссертацию на степень кандидата естественных наук. Впоследствии он получил блестящее музыкальное образование в Лейпцизькій и Петербургской консерваториях. Характерной особенностью творчества художника является его жанровая универсальность: песенное творчество, фортепианная, оперная и т.д.

Музыкальные образы, возникающие в операх Лысенко, непосредственно связанные с традициями украинской национальной культуры и синтезируют народные песни и мелодии. Однако если в «Запорожце за Дунаем» Гулака-Артемовского превалирует, юмористическое начало, положенное в основу сюжета и воспроизведено в опере благодаря интересным музыкальным находкам композитора, то в «Тарасе Бульбе» музыка Лысенко передает драматическое напряжение повести Гоголя, раскрывает сложные характеры ее героев. В этой опере сконцентрировались самые высокие художественно-профєсійні достижения М. Лысенко: опыт инструментальной реформации, музыкальной фольклористики и специфика мировоззрения художника.

Следовательно, музыкальное искусство, выйдя из крестьянской избы, от кобзаря-путешественника, приобрело новых форм и рис, заняв значительное место в музыкальных салонах, концертных и оперных сценах Украины.