Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН
«Хозяин» X. К. Карпенко-Карого - выдающееся достижение украинской драматургии XIX века

И. Карпенко-Карый - корифей украинской драматургии, его идеи не умерли, они живут между людьми и, пытаясь воплотиться в живые формы, убрать реального содержания, напоминают им о том, кто их создал, кому они обязаны своим появлением на свет...» (Симон Петлюра). И. Я. Франко назвал И. Карпенко-Карого первым мастером на ниве украинской драматической литературы.

Границы объектов творчества драматурга - украинское село, бедное, обшарпанный, с тысячами нищеты, выглядывающие из каждого дома. Черные духи сделали из этого села ад, из которого так тяжело выйти крестьянину.

Творческое наследие И. Карпенко-Карого богата комедии, видное место среди которых занимает комедийная трилогия, в которую входят «Умный и дурак», «Сто тысяч», «Хозяин».

В этих произведениях на первое место автор ставит не проблему примитивного украинского села, а проблему молниеносного обогащения хищника-хозяина. Кто он, хищник-хозяин? Недавно крестьянин, а в эпоху развития капитализма в Украине, ничем не гнушаясь, хочет занять место бывших помещиков.

Лучшей комедией, на мой взгляд, в этой трилогии есть пьеса «Хозяин», главный герой которой Терентий Гаврилович Пузырь. Эта пьеса показывает новую страницу в истории украинской драматургии XIX в. На основании чего мы утверждаем мысль о том, что «Хозяин» - выдающееся достижение драматического произведения?

На мой взгляд, на первое место надо поставить реалистическое воспроизведение действительности на страницах комедии. Эта действительность отражается в образе Пузыря. Вчерашний Калитка, Терентий Гаврилович имеет «больше земли, чем в нашем герцогстве». У него несколько экономий, где работают рабочие; он имеет тысячи пудов зерна, выпасает на своих полях стада чужих овец, за которыми ухаживают не только чабаны, но и иностранный специалист. В молодости Пузырь много работал, вместе с женой шел вслепую, из всего пользу брал. И вот теперь - он миллионер. Казалось бы, надо остановиться. И не такой Терентий Гаврилович. Жажда наживы руководит каждым его шагом. Он совершенствует механизм обогащения: разрабатывает методику «дешевого работника», уступает этическими нормами отношений в семье, всячески унижает тех, кто рядом с ним. Его хозяйское колесо викувало феногенів, ліхтаренків, для которых в мире наживы ничего святого нет. Они, как и их хозяин, хотят «польза снимать, хоть бы и зубами пришлось тянут».

Довольно правдиво, на мой взгляд, драматург говорит о жизненные принципы Пузыря: обдирать, обманывать, грабить, обирать. При чем, следует отметить, эти же принципы он в наследство передает своим подчиненным. Пузырь убежден в том, что в этом мире, мире новых социально-экономических отношений, все воруют, «кругом воруют», обворовывают и его.

Для Пузыря несовместимые понятия «хозяйствовать» и понятие чести, порядочности, искренности, совести. Котляревский ему «без надобности», в степях Гоголя он не бывал. А если и сдал незначительную сумму на детский приют, то не потому, что был гуманным, а потому, что честолюбие заговорило: на шее все увидят награду, если подстричь бороду.

Новаторство И. Карпенко-Карого, как мне кажется, и в том, что он в пьесе нарушает через образы Калиновича, учителя гимназии, и Сони проблему просвещения. Однако глубокого толкования эта проблема не приобрела.

Хочу обратить внимание еще на одну инновацию в пьесе «Хозяин»: изображение противоречий между «хозяевами-миллионерами» и теми, кто на них работал. К этой проблеме обращались и предшественники И. Тобилевича, однако именно он придает ей новое звучание. Парень Зозуля - позасценічний образ, однако мы воспринимаем его как честного, работоспособного человека. Зозуля становится жертвой клеветы, его порядочность, неумение постоять за себя привели юношу на позорный путь. Парень покончил жизнь самоубийством. Автор, думаю, мотивирует этот поступок сельского парня социальными противоречиями. Придет время, и крестьянин более уверенно заявит о своих правах на землю.

Реалистическое воспроизведение жизни украинского села в период бурного развития капитализма, по сути, сформировало тему пьесы, которую автор определил сам: стяжания ради стяжания без всякой другой цели.

Пьеса актуальна и сегодня. И, возможно, именно сегодня, а никак не раньше. В наше время многими людьми овладело «стяжания ради стяжания»,. Перечеркиваются идеалы, духовность, менталитет, в конце концов, будущее Украины.

До чего же мы дойдем? Пьеса закончилась физической и моральной гибелью главного персонажа. Причина этого - действия вслепую. Не надо немедленно, тем, кто по трупам идет к обогащению, задуматься над завтрашним днем?!