Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН
«Смех сквозь слезы» в пьесах Ивана Карпенко-Карого

В пьесе «Суета» Карпенко-Карый словами своего героя Ивана Барильченка говорит: «Комедию нам дайте, что бичует сатирой страшной всех и смехом через слезы смеется над пороками и заставляет людей, помимо их воли, стыдиться своих поступков». И. Тобилевич так и пытался писать комедии. Его пьесы заставляют людей стесняться не только своих поступков, но и поступков героев, которых драматург «бичует сатирой страшной». Путем комизма Карпенко-Карый хотел показать тяжелую жизнь народа, его стремление к свободе, разоблачить представителей украинской буржуазии, ее хищническую суть, раскрыть идею борьбы против системы угнетения украинского народа. Я считаю, что лучшими примерами этого могут служить его комедии «Хозяин», «Мартын Боруля», а также комедия «Сто тысяч».

В комедии «Мартын Боруля» драматург высмеял дворянина Мартына Борулю, который в течение долгого времени добивался дворянского звания. Мартын Боруля заводит в доме «дворянские порядки», а узнав о поражении, сжигает документы, говоря при этом: «Слышу, как мне легко делается, как новая душа сюда вошла, а старая, дворянская, пеплом стала». Это именно смех сквозь слезы. Приложив столько усилий, средств, времени, вдоволь потрепав нервы домашних, он не получает ничего. В комедии «Мартын Боруля» автор умело создает острые комические ситуации, реалистичные образы, поэтому пьесу И. Тобилевича и называют одной из лучших в украинской литературе.

Тема комедии «Сто тысяч» - власть денег в капиталистическом мире. Главный герой комедии, Герасим Калитка, мечтает скупить всю землю вокруг. За три тысячи рублей он покупает сто тысяч фальшивых, потому что покупал он их у такого же мошенника, как и сам. Узнав об оболванивании, Герасим пытается покончить жизнь самоубийством, и Копатель случайно спасает его. «Ха-ха-ха!... Сто тысяч! Обворовали... Ограбили... Зачем вы меня сняли с Веревки? Лучше смерть, чем такая потеря!» - рыдая, говорит Герасим Калитка Копачу. Это тоже смех сквозь слезы. Ненасытный и корыстолюбный, он не смог перенести такого мошенничества по отношению к себе. Но, я уверена, если бы ему пришло в голову «провернуті!» такую операцию, он с чистой совестью пошел бы на это. Такие его высказывания: «бери и своего, и чужого», «деньги всему голова» ярко свидетельствуют об этом. Трагикомизм его положения наводит на мысль, что такие жизненные конфликты были типичными для капиталистического мира.

Пьесы «Умный и дурак», «Сто тысяч», «Хозяин» создают как бы трилогию, последняя и, как я думаю, лучшая часть которой - комедия «Хозяин». На ее премьере в Киеве главного героя, миллионера Пузыря, играл сам Карпенко-Карый. Тема пьесы, по словам автора, - стяжания ради стяжания, без всякой другой цели. Земли в Пузыря больше, чем в целом графстве, всю он ее заработал своим трудом. Нельзя сказать, что он неумный человек, но необразованная - так: «Не знаю, я на степях у Гоголя не бывал». Это выражение тоже в какой-то мере смех сквозь слезы - богатый и умный человек не знает, кто такой Гоголь. Его корыстолюбие не имеет границ. Об этом ярко говорит причина его гибели: врятовуючи несколько зерен, что могла съесть гусь, он теряет жизнь. Из пьесы «Сто тысяч» мы узнаем, кем раньше был Пузырь: «Мужва репана! Давно лизала господам руки, за слой шапки сбрасывала, а теперь разжилась, кумпанію из панамы водит и сейчас морду пиндючить перед своим братом!». Будучи изначально «так себе хозяином, со средним достатком», он пользовался правилом: «чтобы барыш, то все можно», а потом «где оно и набралось». В этой пьесе четко вырисовывается механизм молниеносного обогащения мужика. Талант стяжания Пузиреві данный от природы, поэтому он даже смертельно больной (сам виноват, потому что, жалея денег, не дал согласия на операцию) получается смотреть на купленных овец. И это лишь один из примеров его прожорливости. Литературные критики полагают, что комедия или трагикомедия Карпенко-Карого «Хозяин» - лучшая пьеса из восемнадцати, созданных драматургом.

Во всех трех комедиях И. Тобилевич неслучайно использует, можно сказать, литературный средство «смех сквозь слезы». Он помогает лучше раскрыть те самые негативные черты характера людей, которые должна высмеивать комедия. Примеров очень много. Пузырь подрезает бороду, «чтобы видно было орден». Миллионер, а ходит дома в латаном халате, а на улице - в старом тулупе. Это ставит его в комическое положение: однажды Пузыря выгнал швейцар из земства, приняв за нищего. Да и Боруля не лучший-Заводит в доме барские порядки: «Не могу утром долго спать - бока болят, а надо приучатся! Оно как-то так совсем вторую спесь тебе дает». Дворянство он получил лишь с одной комической причине в одном из документов кто-то из чиновников неверно написал фамилию Борули - Берулля. «Смех сквозь слезы» помогает нам сделать верные выводы из пьес. Это же смешно, когда рабочий человек пытается жить по-аристократическом («Мартын Боруля»). Ненасытная жадность никогда не приводит к добру («Сто тысяч»). Сумев подняться на какой-то вышей степени, сумей вести себя достойно этого степени («Хозяин»).

Настоящая комедия всегда отмечается глубоким общественным содержанием и актуальностью, В своих комедиях Карпенко-Карый употреблял «серьезный» юмор. Он реально изображал действительность, без шаржирования, без внешнего комизма, поэтому его пьесы имеют такой глубокий смысл. И. Франко сказал: «Карпенко-Карый - это «первостепенный поэтический талант и большой обсерватор человеческой жизни, поэтому его пьесы с большим успехом проходили и проходят не только в украинских театрах».

Я считаю, что великий украинский драматург И. Тобилевич сделал еще одно открытие в драматургии - он заставляет зрителя смеяться сквозь слезы.