Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



7 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО
Правозащитник мировоззрение поэта (за поэзией Василия Симоненко «Ты знаешь, что ты - человек»)

Стихотворение «Ты знаешь, что ты - человек» входит до последнего прижизненного сборника поэта «Земное притяжение» (1964). В нее вошли такие достижения таланта поэта, как «Засматриваюсь в твои зрачки», «Лебеди материнства», «Развели нас дороги мрачные», «Земля родная! Мозг мой светлеет...», «Ну скажи - разве не фантастически...».

Ты знаешь, что ты - человек.

Ты знаешь об этом или нет?

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная,

Глаза твои - одни.

Как много вкладывает Симоненко в слово «человек»! Это не биологическое понятие, а высокий долг и цель. Не каждый осознает это. Между «просто жизнью» и жизнью сознательным - большая разница. Подвиг, качество жизни, внутренняя глубина, красота души не возникают в человеке автоматически. Не зависят они и от случая. Это - результат целенаправленных усилий.

Что же означает «единственная» улыбка? Поэт призывает к эгоистического самоутверждения человеком своей уникальности? К уникальности, но ответственной.

Я не имею права на животное существование. Моя задача - выяснить свое предназначение и действовать согласно с ним. Поэтому и «единственная» моя мука, потому что я сам имею ее переживать:

Больше тебя не будет.

Завтра на этой земле

Другие будут ходить люди,

Другие любить люди -

Добрые, ласковые и злые.

Сегодня все для тебя -

Озера, рощи, степи.

И жить спешить надо,

Любить спешить надо -

Смотри не проспи!

Как не похожи эти слова на завещание тех же буддистов, которые учат, что для внутренней гармонии нужно убегать от мира с его волнениями.

От общечеловеческого В. Симоненко переходит к национальному. Этот завет поклонения жизни, ценить жизнь отвечает глубоким основам украинского мышления.

Докажем это примерами. Феофан Прокопович - один из самых интересных церковных деятелей Украины. Чтобы получить высшее образование, он принимает католицизм. Учится в Риме, постигает высшие достижения западной мысли. Путешествуя по Европе, знакомится с реформаторскими движениями. Возвращается на Украину. Перекрещивается в православие. Становится префектом, а затем ректором Киево-Могилянской академии. Завоевывает доверие российских монархов.

На первый взгляд - настоящий «флюгер»: держит «нос по ветру» и возвращается за ним без лишнего рипу. С другой стороны, своим трудом и книгами Прокопович обогатил украинскую культуру. Может, в то время не было других путей сделать это?

Большинство сторонников развития Украины была поставлена вне закона. Не имели права официально работать на пользу нашего народа Иван Мазепа, Филипп Орлик и многие другие. Поэтому они шли на определенные жертвы, чтобы остаться жить и сделать больше для своего народа. Подобного мнения придерживался и Николай Хвылевой, когда говорил: «Бывают случаи, хотя и довольно редкие, когда смерть заслуживает оправдания. И смерть твоя... должна быть очень целеустремленная. И как раз мы... должны жить. Жить и дело делать. Позарез жить. Любой ценой жить».

Конечно же, надо предостеречь читателя от буквального понимания этих слов. В наше время наберется немало тех, кто живет только для того, чтобы жить, только для собственных наслаждений. Если я знаю, что я - человек, то должен найти достойное применение своей жизни. Не знаю, полностью ли правы те, кто утверждает, что для каждого это свое назначение. Видимо, таки нет. Только мотивы служения другим, только планы, направленные в вечность могут быть признаны лучшими. Это непростые вопросы, но их надо решать каждому из нас.

Почему это мировоззрение названо правозащитным? Потому что, не ставя перед человеком высоких целей, мы ограничиваем ее существования удовольствием чисто физических потребностей. Тем самым мы не уважаем ее, а это - тяжелое нарушение ее прав и достоинства. Показать человеку, что она предназначена для самого высокого полета - такая логика Симоненко:

Потому что ты на земле - человек.

И хочешь того или нет -

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная.

Глаза твои - одни.