Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Василий Барка
Образный ряд голодомора в "Желтом князе" Василия Барки


Центром художественного изображения явления тоталитаризма в Барчиній прозе диаспорный исследователь Леонид Плющ считает миф о Ящера (дракона). Он глубоко проанализировал этот мотив в романе "Желтый князь", следовательно, мы добавим только некоторые детали. Со змеем сравнению россиянина Отроходіна: "кружит змеем и мучает; ну, ящер и есть! Ему "вверху" предоставят велико-рыбью чешую: ордена, "путьовки""; со змеем ассоциируются грехи человеческие, а также спецпоезд на Колыму.
В этом романе главным показателем внутреннего состояния действующих лиц есть глаза. В притче, что ее читает Николай Катранник, Кривда вынимает у Правды "глаза - платой за мелкие кусочки хлеба". Самую главную роль этот мотив играет во время зрительной "дуэли" между Отроходіним и Мироном Катранником в сельсовете. Взгляд россиянина пронзительный, "сквозь глаза, мелкие окошки, увидели души, которая полная открытость их осуществится навеки; а до чего же недобрые между собой, хотя значительно ближе, чем кажется из вражды!"; он распалился гневом: сильным и диким; зрачки в самом остром блеске обращенные к крестьянина; его горящие глаза будто постоянно пронизывают двор Катранників. О нем сказано, что позже, во время допроса относительно потира, "круглявий жовтар ел и колол глазами при каждом ответе" Мирона Катранника. Подобный выпуклый выражение агрессивного взгляда будет позже приняты Баркой в романе "Спо-уголок и ключи земли", где подкупленный суд присяжных языков по-змеиному шипит глазами, а их взгляды, будто ядовитые гадюки, выбросились из глаз" до обвиняемого Олега Паладюка.
Глаза, особенно желтые, могут показывать принадлежность к Желтого князя (голодомора) и быть одним из составляющих того знака, который дьявол, по пророчеству, будет ставить на людей. Так, распорядитель реквизиции хлеба у крестьян имеет глаза мутные, бессонные и обпиті с сизыми обводами кругом. Николаю Катраннику встречается человек, дзьобатий и едкий с лица, как сера, среди которой глаза горят темной охрой, вплоть курят парня; читаем, что в лавке "Торгсіну" взгляд продавца хлеба впился в серебро иконки. В "Спокутнику и ключах земли" глаза астролога есть глазами Ящура, то есть Сатаны.
Зато Мирону Катранникові во время той "дуэли" пришла на сердце "самая тихая мирность" ("Желтый князь"). За ней досада, после чувство отвращения к Отроходіна. Однако у него, покладистого крестьянина, терпкий взгляд, и такая скрытая сила как раз и бесит Отроходіна ("мужик "плохой""). В романе также указано на мученическую кротость глаз интеллигенции, ясные и необычно спокойные глаза сектанта Прокопа. Даже власть смерти над человеком обозначено через ее глаза: они увеличиваются, в них заметно скорбь и невідсвітність. И больше всего Отроходін радуется, что погасил-таки свет в глазах крестьянина, заморив его голодом.
Зеркальной деталью образа глаз желтый цвет. Эта деталь наполняет те картины конца мира, что их видят крестьяне: "Сидит остроглазому кто-то, будто золотой, вполне литой, - с червонастим блеск; в короне чудній и пышной одежде. Высоко возносится. Ребра похожи на верх ворот, растворенной так, что туда из низины на картине тянутся люди без конца и перерыва: люди бедные - тянутся под клеточную ворота примарця и там исчезают. Как овцы на бойне". Мы узнаем, что исполнитель воли зверя и сатаны князює в желтой одежде. Юродивый поет, что Желтый князь рудой [кровью] запил свои жертвы. Желтый цвет постоянно характеризует Отроходіна: "Грозит обеими руками Отроходін, говоря, а его широкий золотой зуб, оттененный щербинкой рядом, аж теплится, одновременно с толстыми стеклами очков без оправы, при самых металлических зачіпцях".
Этот цвет является признаком управляемости Зверем [библейский "знак на чело"]: бледно-желтая кожа чемоданов злого толстяка в вагоне, который терзает крестьян, что "убегают" от голода на заработки, роскошные желтые усы председателя комиссии по изъятию церковного имущества, медные заклацки на портфелях партийных "шишек", желтые окна фабрики, желтоватый полушубок активиста, серно-желтые двери райисполкома, рыжие кожанки служащих, ржависто-коричневая жесть на крыше учреждения, характеристика "огненна могила" земного ада в обрыве; именно рыжий Гриша прогоняет малых Катранників с реки во время ловли ракушек (сравни в романе "Рай" указания на жовтопикого нападающего с Тамбовщины на Иона Ивановича и фразу: "А по золотой цепи, обвинутому вокруг дубового ствола [коммунистического государства], по цепочке, с которого стекала кровь и грязь, расхаживал красноглазых кот пропаганды [фантасмагория по мотивам Пушкина] и мурлыкал самые сладкие сказочки для... [подкупленных]... [визитеров]".
Эта деталь может указывать на непокоренных, принимают мученическую смерть от голода: перед смертью Николай Катранник стал желтый с лица ("воскований скелет"), лоб обтягнувся: восковой серостью отдавал, чрезмерно высокий, под запавшими глазными ямками. Так порой выглядят тифозные. Старый Крілик пожелтел с лица - скоро умрет. Жители города желтые от недоедания. Мирон Данилович стоит, от страха языков ботинки "привязаны желтой травой".