Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
Кинематограф в литературе (на примере творчества Ю. Яновского)

В начале XX века во всем мире наблюдается значительное оживление литературного процесса и развития искусства вообще. Появляется модернизм, что становится не только альтернативой реализму в искусстве, но и принципиально новым способом мышления всех творческих личностей. Наблюдается отход от копирования действительности, ее стараются не показать, а играть, будто сформировать заново. Кроме этого, возникает множество новых приемов в рамках нового литературного мышления, различные виды искусства объединяются и влияют друг на друга. Так, с появлением кинематографического искусства некоторые приемы кинематографии используются и в литературе.
Самым выдающимся кинематографистом XX века в Украине был, безусловно, Александр Довженко, его фильмы стали жемчужинами не только украинской, но и мировой киноклассики. И не следует недооценивать и роль Юрия Яновского в этом процессе. По жизни Юрий Яновский много работал и на писательской ниве, и в киноискусстве, а также редактором ВУФКУ, некоторое время был главным редактором Одесской кинофабрики, по его сценарию был снят фильм «Гамбург». А свои впечатления и собственные воспоминания он выразил в сборнике эссе «Голливуд на берегу Черного моря».
Приемы кинематографии писатель использовал и в литературных произведениях, в частности в романе «Всадники». Роман повествует о непростых временах в истории Украины, а именно - о гражданской войне, когда одна нация раскололась на много лагерей, жестоко враждовали между собой. Все события надо было отразить в их динамике, поэтому автор должен был найти приемы ускорения действия, повышение концентрации событий в романе. Эту проблему Юрий Яновский решил блестяще. Прежде всего писатель построил свой роман не достаточно привычно: произведение состоит из отдельных новелл. Так, разделив действие на части, он убрал ощущение тягучести, розлогості рассказы. Таким композиционным построением автор смог также и сконцентрировать внимание читателя на отдельных эпизодах. Новеллы в пределах романа напоминают нам отдельные сцены в рамках кинофильма. Для усиления динамики и лаконичности введен еще один прием - прием «наплыва кадров», который широко используется в кино. Не успела закончиться одна сцена, еще не исчерпан определенное событие, а автор уже говорит о другой, следовательно сцены будто наслаиваются друг на друга. Таким образом достигается ускорение течения художественного времени.
Во все времена, от самого начала существования искусства слова, большое значение имели пейзажи. Так, в сентименталізмі они были созвучны настроениям главных героев, в романтизме часто использовались мотивы бури и грозы, предвещавшие приближение определенных роковых моментов жизни. Не меньшее значение имеют и пейзажи в творчестве Юрия Яновского, писатель использует их с разной целью: во-первых, картины природы все равно соотносятся с психологическим состоянием, во-вторых, мотивы ветра, грозы ускоряют или замедляют действие, способствуют уже упоминавшемся наслоению кадров, дополняют основное действие романа.
Важным моментом в построении романа есть и авторская речь. Сам Юрий Яновский много внимания уделял простому слову. Писатель говорил: «Я буду строгим мастером. Я не выпущу тогда блуждать между строк лишнего слова...». И он слово сдержал: лаконичность, меткость фразы, каждое слово на своем месте в романах Ю. Яновского. Кто-то из литераторов сказал, что когда разбить прозу Яновского на короткие строки, то получатся хорошие верлибры. Сравним это стремление краткой, меткой фразы с речью кинематографа - сценаристы стремятся уменьшить количество «разговоров», чтобы не обременять сознание зрителя сочетанием насыщенного видеоряда с насыщенными монологами и диалогами, поэтому это правило, наверное, писатель также взял из кино.
Искусное сочетание актуальной темы с красивой, скажем даже «сочным» языком, точных и кратких высказываний, правильно подобранной композиции произведения я считаю признаком настоящего мастерства писателя. Таким был Юрий Яновский. Не забывайте также и о все то новое, что он принес к нашей литературе. Этот человек был романтиком в жизни, хотя и писала реалистично, привлекая и современные черты к своей прозы, писатель никогда не боялся нового, не боялся экспериментов со словом, содержанию, форме художественных произведений. И любовь читателей к его творчеству является лучшим подтверждением того, что все его эксперименты в русле литературы удались, принеся нам настоящие шедевры искусства слова и искусства мысли.