Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ОРИГИНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КНЯЖЕСКОЙ РУСИ-УКРАИНЫ
Летописи как историко-художественные произведения
Киево-Печерский Патерик.
Рассказ о Прохоре-чорнорижця

Бог дарит нам полезное, ожидая нашего покаяния. Насылает иногда голод, войны, приводя наше нерадение к добродетелям. Те, что творят злые дела, бывают преданы злым судьям. Но и те не избегут суда, суд без милости тому, кто сам не творит милости.

Было это во времена княжения Святополка в Киеве, во времена междоусобиц Пришел из Смоленска один человек до игумена Иоанна, желая быть іноком. Игумен постриг его в монахи и назвал Прохором. Монах так себя во всем ограничил, что даже хлеба не употреблял. Собирал лебеду, растирал ее своими руками, делал хлеб и тем жил. Заготавливал лебеду на целый год. Видя такую его терпеливость и сдержанность, Бог превратил горечь на сладость, печаль - в радость. И назвали его Лободником.

Наступил великий голод. Один человек за примером Прохора собрал лободу, сделал хлеб, но не мог есть из-за его горечь. Блаженный Прохор взял на себя еще больший труд - собирал зелье, растирал его, лепил хлебы и раздавал людям. И был этот хлеб сладким, словно с медом. Если же кто брал хлеб монаха тайно, без благословения, то он был горьким, как полынь.

Один из братьев, что украл хлеб, пошел каяться к игумену. Тот не поверил, что так может быть, велел второму брату пойти к Прохора, попросить одну буханку хлеба, а вторую взять украдкой. Принес брат буханки. И действительно: благословенна была сладкая, а украдена такая горькая, что нельзя было есть.

После такого чуда повсюду пошла слава про монаха Прохора. А то еще поссорились Святополк с Давыдом, и не пускали купцов из Галича и Перемышля. Не стало соли по всей Русской земле. Начались грабежи и всякое своеволие,

Прохор уже тогда имел свою келью. Он тайно собрал у всех пепел и раздавал его людям. Пепел превращался в чистую соль. Каждый брал, сколько было нужно. Это вызвало зависть торговцев солью. Они пожаловались князю. Святополк решил сам разбогатеть и приказал забрать у Прохора всю соль. Когда ее привезли, то оказалось, что это обычный пепел. Князь велел подержать его три дня и выбросить. Монах сказал мирянам, которые пришли к нему за солью, что его ограбили. Пусть они подождут, пока князь выбросит пепел, соберут его, и это будет соль. Так и случилось. Князь, узнав о деяниях Прохора, устыдился, покаялся и стал его уважать. Прохор сказал князю, что когда по воле Божьей он раньше уйдет из мира, то пусть Святополк собственноручно, без злобы его похоронит. Тогда будет князю удача во всем. Заболел как-то Прохор, пришел его последний час. Сообщили князя, тот в это время был на войне. Святополк распустил свои войска, пришел в монастырь и сделал все, как обещал. С того времени чтил святых и имел удачу во всем.

 

Комментарий

Киево-Печерский Патерик, в котором помещено повествование о Прохоре-чорнорижця, является памятником литературы (о жизни). Описание деяний монаха Киево-Печерской лавры Прохора показывает, как самоотверженное служение Богу, смирение, трудолюбие и терпение могут помочь людям, превратить горькое на сладкое, пепел - на соль, а печаль - в радость.