Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
С какой целью писатель нарушает традиционное расположение сюжетных элементов?

Чаще всего художественное произведение начинается с экспозиции (так называемая прямая экспозиция, например, в повести «Земля» О. Кобылянской). Однако иногда она переносится в середину, как это имеем, например, в произведениях Панаса Мирного и И. Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные?», Панаса Мирного Злые люди» («Товарищи»), Это задержанная экспозиция, которая, акцентируя на прошлом героев, дает возможность глубже раскрыть причины изображенных событий, острее почувствовать драматизм конфликта. Иногда экспозиция находится в конце произведения. Она называется обратной и, как правило, предоставляет сюжета таинственности, ибо скрывает первопричину поступков героя, их истинную суть («Мертвые души» М. Гоголя). Зачастую задержана (обратная) экспозиция встречается в остросюжетных приключенческих повестях или романах, где автор сознательно оставляет читателя долгое время в неведении.

В некоторых произведениях экспозиционные моменты не привязываются к определенной точки сюжета, а рассеиваются по всему тексту - в языке персонажей, автора или рассказчика, в воспоминаниях, ассоциациях. Это усиливает драматизм повествования («Тигроловы» И. Багряного, «Твоя заря» Олеся Гончара).

Есть произведения, в которых действие начинается с завязки, как, например, в поэме Т. Шевченко «Еретик», в новелле В. Стефаника «Новость». Такое нарушение традиционного расположения сюжетных элементов дает автору возможность держать читателя в напряжении, анализировать причины и последствия изображенных событий, постичь глубинные движения души героев. Отсутствие в произведении того или иного элемента сюжета имеет важное смысловое значение, поскольку необходимым является и и «нулевая» информация, которую он несет, потому что теоретически этот элемент нужен. В целом расположение составных частей сюжета зависит от творческого замысла писателя, того жизненного материала, который лег в основу произведения.

В многоплановых произведениях завязка, кульминация и развязка есть в каждой сюжетной линии («Город». Подмогильного, «Циклон» Олеся Гончара), в хрониках невозможно выделить эти узловые моменты, но иногда они наблюдаются в отдельных эпизодах, входящих в состав хроник.