Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Утверждение любви как источника высокой человеческой духовности в повести М. М. Коцюбинского «Тени забытых предков»

«Тени забытых предков», правдивую сказку Гуцульщины, М.М. Коцюбинский окончил в 1911 году, а впервые напечатал в 1912 году. Написанию сочинения предшествовала большая и напряженная работа: писатель изучал фольклорно-этнографические материалы о Гуцульщине, научные статьи, монографии, лично, поехав в Криворивне, ознакомился с местной природой и т.д. И только после этого начал писать. В письме к Гнатюка сообщал: «Боюсь, волнуюсь, но пишу».

В повести Гуцульщина вырисовывается перед нами такой, какой воспринимали и видели ее сами гуцулы, которые глубоко верили в то, что природа одухотворенная, живая, действующая, населена добрыми и злыми духами.

В центре произведения - образ Ивана. Стройный и крепкий, как ель, имеет поэтическую натуру. С детских лет живет среди природы, воспитывается на гуцульских поверьях, легендах, сказках. Мир для него, «как сказка, полная чудес». Он, как и Лукаш Леси Украинки, увлекается игрой на свирели, пытается передать те мелодии, которые звучат в природе.

Маричка, как и Иван, изображенная в ореоле музыки и песен. Что бы она не видела в природе, что бы не слышала - все потом выливается в легкую и простую песню. Она знает множество песен, умеет складывать их. Дружба Ивана с Марией - нежная и поэтичная, полная красоты и чистоты. В их отношениях все так просто, естественно, что ни одна нечистая мысль не засорила им сердца.

Этом поэтическом жизни, полном гармонии и музыки, овеянном чарами природы, М. Коцюбинский противопоставляет жизнь Ивана с Палагною после смерти Марички. Тяжело пережив смерть подруги, Иван через несколько лет женится Палагною, потому что надо же «ґаздувати». Эта девушка из богатого рода, физически здоровая, с грубым голосом и волосатою шеей. Она любит пышную одежду, заботится только о хозяйстве и телесные потребности. Вечно озабоченная своим гаданием и скотом, она не могла понять Ивана, поддержать его лучшие порывы. Иван не любит Палатную, и их объединяло хозяйство, дети - и поэтому он никогда не думал о любви. Жизнь их текла, полное забот, оно нуждалось в вечной труда.

Однако мы замечаем, вчитываясь в повесть, что Иван - духовно богатый человек, его не удовлетворяет спокойное существование с грубой, ограниченной женой. Его сушит тоска за другим, красивой жизнью, за Маричкой, что стала для него олицетворением поэтического, гармоничного, светлого: «Тусок занимал сердце Ивана, душа банувала за чем-то лучшим, хоть неизвестным, тянулась в другие, лучшие миры, где можно было бы отдохнуть».

Итак, мы видим, что М. Коцюбинский в своей повести сумел через образную систему передать колорит гуцульской земли. Мы, прочитав повесть, познакомились с бытом, социальной и национальной обстановкой Гуцульщины через призму персонажей.

Своим произведением М. Коцюбинский выступил против декадентов, которые подчеркивали власть звериного начала в душе героев. Михаил Михайлович, наоборот, не унижает людей из народа, он видит в них тягу к красоте, называет их настоящими «детьми природы», утверждает их устремления К поэзии, ко всему светлому и человечному.

Писатель не случайно назвал свое произведение «Тени забытых предков». Среди гуцулов, подрезанных горами от широкого мира, сохранились те древние обычаи и верования, древнее мировосприятие и мироощущение, когда природа и человек сливались в одно нераздельное целое.

Повесть М. Коцюбинского напоминает мне «Лесную песню» Леси Украинки. По моему мнению, оба писатели утверждают вечность любви, красоты, духовности, природы.