К произведению «Fata morgana» М. Коцюбинский взял подзаголовок «Из сельских
настроений» и этим точно передал свое намерение воссоздать чувства и переживания героев
- крестьян во время революции 1905-1907 гг. Конфликт человека с миром - основная
мысль произведения, которая проходит через души героев, что живут как бы в двойном
измерении.
Марево, мираж... А разве не вызывает сочувствие судьба Маланки, в которой руки
почернели и потрескались от работы на господ. Она любила землю, огород, а
вынуждена была ухаживать барских свиней, варить челяди есть. Мечты женщины
разбиваются о жестокую реальность. Для нее земля «как марево поманила и как
марево исчезла» и надежды на счастливое исчезли и рассеялись, как
мираж.
Такими же наивными были мечты Андія Волика, мужа Маланки. Он
отчаялся в труде земледельца, что зрощумів, что в тогочаних условиях у земли
ничего не заработаешь. Винокурня - вот вершина его желаний. Волик думал, что только на
ней он сможет зарабатывать, и только когда он, искалеченный, теряет работу, то начинает
понимать, что нет правды в обществе, да и от «доброго» барина Льольо добра
тоже не стоит ждать.
М. Коцюбинский глубоко осмилив и показал трагические последствия эксплуатации
человека человеком.
А красное марево пожаров - это совсем другое! Отдельно в романе выступают
образы революционной молодежи: Гафійка, Марко Гуща, Прокоп Кандзюба. Они мечтают
о время борьбы за счастье.
Лишь в мареве революционной борьбы крестьянство увидело выход из своего
подневольного положения, путь к получению земли и воли. Через всю повесть
«Fata morgana» проходит образ земли и хлеба. Писатель
утверждает идею, что сила и величие человека - в ее неустанному труду на родной земле,
в любви к природе. М. Коцюбинский безгранично верил в трудящу человека, в большой
потенциал ее духовности.