Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ДРАЧ
Художественное осмысление чернобыльской трагедии в поэме И. Драча «Чернобыльская мадонна»

Ты черная боль!

Чернобыль!

Ты в моей крови!

М. Сом



Творчество поэтов-шестидесятников ознаменовалась тем, что они первыми обратились в актуальных и сложных проблем современности: изменения в мировоззрении и мироощущении поколения, жизненная позиция которого формировалась под влиянием освоения космоса, развития атомной энергетики, что, по сути, несет угрозу существованию человечества.

В своих произведениях Лина Костенко, Иван Драч, В. Симоненко, Б. Олейник ставили целью углубить видение человеком мира, воспитать в каждом личную причастность ко всему, что происходит вокруг, научить чужую судьбу, чужую боль воспринимать как свой собственный.

Углубила эти темы «шестидесятников» трагедия, которая произошла в апреле 1986 года в небольшом украинском городке Чернобыль.

Беда растворилась не только в воздухе, в воде сельских колодцев и красавца Днепра, не только в молоке коров и зеленой красоте лесов и садов, она растворилась в людях; в душах тех, кому не безразлично будущее украинской земли. Среди этих людей - талантливый, неповторимый поэт Иван Драч. От первого своего сборника «Подсолнечник» (1962) и в «Чернобыльской мадонны» (1988) поэт утверждает себя новатором и реформистом, «он - норма сам, он сам в своем стиле».

В науке и искусстве уже поднимался вопрос: куда идем. Это было еще задолго до чернобыльской трагедии. Мир предупреждали ученые и Вернадский, и Капиця. А за полтора десятилетия до беды свою обеспокоенность высказал Андрей Тарковский. Понимание беды, которая может прийти на землю, он воплотил в образ Кельвина - одного из главных героев фильма «Солярис».

Кредо Кельвина - все во имя человека, познания Океана - средство достижения благородных идей.

На события в Чернобыле Иван Драч отозвался произведениями «Чем в Солнце», «В микрофон колодца», «Чернобыльская мадонна».

Я хочу остановиться на одном из лучших произведений поэта поэме -«мозаике» «Чернобыльская мадонна», которую литературная критика называет еще «скорбным песней».

Начинается поэма строками, которые запали мне в душу, пленили мое сердце. Они вошли в меня, как что-то мое, только мое, о чем хочется рассказать всем. До сих пор, видимо, не так жила, не так смотрела на мир, не замечала того страшного экологического зверя...» Тяжело пишу, зболено размышляю, словами горькими наполняю лист». Почему Драч обратился именно к экологической темы? Может, потому, что он, как отец, причастный к этому бедствию. Ведь сын поэта, выпускник мединститута, в самые горячие по аварийные дни принимал участие в эвакуации, обследовании пострадавших от радиации и сам получил облучение? Так, здесь не может быть альтернативы. Однако в поэме «Чернобыльская мадонна» чувства отца, удрученного горем, сливаются в единый поток с обязанностью поэта й гражданина, который не мог остаться равнодушным к трагедии, которая утвердила философскую мысль: после апреля 1986 года человечество сделало шаг до атомной эпохи в эпоху неизведанную.

Поэма имеет своеобразную композицию, цементирует ее в единое целое сквозной образ Мадонны, что воспринимается читателем как образ Марии, матери Христа. И Драч интерпретирует эти образы по-своему:

Мария, Мария

И Мария не та.

И породила Христа,

Эта - антихриста.

Так, сын Марии пошел на муки за народ, дети же современных Марий вскрывают свой край, потому что их мышление спримітизоване. Они - дети эпохи, игнорировала нравственными началами, забывала роль истории, культуры в жизни народа, эпохи, которая губила духовность. Именно эта эпоха родила людей, которые не хотели отвечать за свои поступки, ибо руководствовались в жизни равнодушием и безответственностью.

Мое внимание в поэме И. Драча привлек библейский мотив о Ирода и Пилата, который автор передает в новом освещении. В этой притче - история человечества. На первом месте - проблема добра и зла. Это не абстрактные, а морально-этические категории, они материализованы: то, что когда-то символизировал Соловей-Разбойник, ныне отзывается «щебетом» дозиметра.

В этой же притче - идея поэмы: проблема человека и природы, их взаимосвязь. Драч изображает не по действенный сторону трагедии, а положение души, которая должна до мелочей все осмыслить, чтобы в дальнейшем не допускать таких смертельных ошибок. Автор обращается к читателям, к жителям Земли и просит их проверить свою совесть и свои деяния.

Центральным образом поэмы является Мадонна. Она проходит в произведении целый ряд вариаций: солдатская мать, крестьянская мадонна, Крещатицкая мадонна, чернобыльская мадонна. Именно она, поседевшая от горя, несет на руках больное дитя. Аллегорически и символически звучат последние строки поэмы:

Несет седая чернобыльская мать

Эту планету... Это больное дитя!

Так, заболела наша планета. Заболела потому, что мы объявили себя теми, «кто уже Бога за бороду взял», «царями», изъяли из своих сердец духовность. Заболела через нашу недальновидность и безответственность. А что дальше? Каким будет наша жизнь в будущем? Что будет с планетой, если человек не остановится на пути своих научных открытий? Угрожающие явления, которые порождает нынешнее общество, оборачиваются для нас бедой. Мы все равно задыхаемся от нехватки воздуха и воды, и от недостатка красоты и человечности, гибнем от собственной заносчивости. И тут вспомнилось высказывание Б. Олейника: «Земля существует не только для нас, поэтому не надо тянуть ее за собой в могилу».

Каждый из нас должен сегодня войти в сущность гамлетовского «Быть или не быть?» Последний раздел поэмы называется «Вопрос без ответа», потому что действительно мы не можем, к сожалению, ответить на все те вопросы, которые поставила перед нами чернобыльская трагедия. Какие последствия ее? Сможем ли мы пересклити атомную болезнь, бездуховность?! Сможем, если приложим к этому усилия и прислушиваемся к мудрым советам мудрых людей. Когда академика Д. Лихачева спросили, в чем он видит смысл жизни, он ответил: «Природа создавала человека миллионы лет. Давайте же уважать эту работу. Проживем жизнь достойно, поддерживая все созданное и противостоя всему разрушительному в жизни».

Люди Земли! Заботьтесь о родную мать свою родную Украину, помните, что «звезда Полынь» нам послана с XXI века как грозное предупреждение. Задуматься надо всем, пока еще не поздно.