8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА БОРИС ГРИНЧЕНКО
Мотивы гражданской лирики Б. Гринченко
О характере собственного поэтического творчества Б. Гринченко писал: «Я никогда не принадлежал к числу тех поэтов, что все свое время могут отдавать песни... Моя песня - то мой робітницький одпочинок и моя робітницька молитва - надежда».
В ранних поэтических произведениях Б. Гринченко на переднем плане - социальные мотивы. Он пишет о тех, кто живет «...в лютой скорби, не зная счастья», рассказывает о трагедии родного края, о положении в родных селах.
С душевным трепетом ведет рассказ Гринченко о несчастной судьбе своего края в миниатюре «Смутные картины»:
Убогії нивы, убогії села,
Убогий, обшарпанный люд, -
Смутнії картины, смутные-невеселые,
А других не найдешь ты здесь. Постепенно мотив «пения-рыданий» в стихах отступает на второй план, а на первый выходит тема неустанного труда ради социального и национального освобождения народа. В стихотворении «Я слышу: как будто ветры зашумели поэт осмысливает судьбу родного края на фоне освободительных движений в других странах. Б. Гринченко с отчаянием говорит, что в то время, когда у других народов неволя погибает, его родина остается рабыней. Он призывает к труду, ведь любовь к бедному и своего родного народа может свернуть горы:
Смело же, братия, к труду становитесь, -
Время наступает - пойдем!
Мотив прославления несокрушимости духа - один из определяющих в поэзии Б. Гринченко. И. Пільчук назвал поэтику его стихов «поэтикой прометеїзму». Это подтверждают строки стихотворения «Теперь»:
Как свирепствуют веры
И повсюду ночь, повсюду тучи мрачные, -
Ты тогда встань, бери свое оружие
И борись среди тьмы и бури. Обращается поэт в своих произведениях и к героическому прошлому, в частности в поэзии «Последний Горец». А образ Христа в стихотворении «На Голгофе» трактует как символ несхитності и человеколюбия. О роль и задача поэта Б. Гринченко размышляет в стихотворении «Певцу». Чтобы пение тронул душу, мало петь о несчастном край, следует говорить о социальное и национальное освобождение:
Пой! К бою и труду зови!
Огонь горячий и острый меч
Пусть будет твой живущий пение,
Чтобы тот огонь сердца топлив,
Чтобы путы меч рубил тяжелое.
Определение художественного слова как своеобразного плуга, выполняет общественную работу, Бы. Гринченко дополняет пониманием роли его как оружия. Идеалом певца становится борец и земледелец, а ведущим мотивом творчества - призыв к борьбе.
|
|