Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ФРАНКО
Символика огня в сборнике И. Франко «Увядшие листья»

В «первом пучка» поэт рассказывает о своем весеннее любви, которое с течением времени сгорело и превратилось в золу. «Первой клок» вызывает ассоциации осени, начала конца, умирание цветущей природы. Осенью доминирующими цветами можно считать желтый и красный, поэтому не удивительно, что почти в каждой поэзии этого «пучка» имеющиеся эти цвета. Желтый - это цвет удаленного солнца, что проливает свое благодатное лучей в непроницаемую тьму. Этот цвет содержит много противоречий, потому что вместе с животворным солнцем он несет в себе срывов в вечность увядших листьев, а следовательно, и символизирует приближение срока смерти и загробной жизни. Также желтый цвет считается цветом дурдомов и безумия. Красный цвет в свою очередь символизирует активное мужское начало, цвет жизни, огня, войны, энергии, страсти, любви, жизненной и физической силы, здоровья, молодости. С самого начала мы видим раздвоенность, противоречивость двух стихий: жизни и смерти.

Свою сборку поэт открыл стихотворением-запевом, построенным на сравнении поэзии с огнем, который сочетается с традиционным для литературы и народной песенности метафорическим уподібненням любовных чувств и переживаний к неугасающего костра. Однако метафора Франко блещет оригинальностью: картина пламя тонко раскрывает меняющуюся гамму переживаний внутреннего состояния лирического героя:

По длинной, важкім отупению

Вновь трескается волна песен,

Как будто из-под пепла вместе

Языками мигает огень

Что счастьем, спокойствием казалось,

То пепла тепла слой;

Под ней жажды и любви

Не угасла еще искра жива.

Не угасла еще, тлела, растравлялась

Помимо слез моих росы;

И ветер подул и пепел развеял -

Теперь ты огонь тот згаси!

Как видим, метафорический образ огня здесь выступает в разнообразных нюансах, он передает чувство любви, олицетворенное в символах пепла, искр, бурхаючого пламени и т.д. Этот образ пронизывает всю сборку, то и дело выныривая в каждом «пучка».

Джек Тресіддер определяет огонь как божественную энергию, очищение, откровение, преображение, возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение, сексуальная страсть; сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Графически огонь в алхимии изображался в виде треугольника, потому что считался субстанцией, объединяющей три последние: землю, воду и воздух. На обыденном уровне огонь - это защитный, успокаивающий образ (домашний очаг). Но он может быть и грозным образом разрушительных сил природы.

Далее поэт вспоминает свое весеннее любви, может, сам огонь навевает эти воспоминания, в этот момент певец чувствует себя «сильным», «свободным», «веселым», «искренним», «кротким», какая-то странная легкость ощущается благодаря этим епітетам. Легкость длится недолго, в противовес ей становятся такие метафорические словосочетания как «душещипательная тоска», «дрожание нервное», «взгляд отчаяния», «холодная тревога», «боль немой», теперь мы видим, что тупик реальности не дает покоя лирическому герою:

Чует сердце, что проиграна

Ставка уже не вернет вновь...

Что-то щемит в душе, как рана:

Се блідая, горем пьяная,

Безнадежная любовь.

Красный цвет любви сочетается с бледным цветом смерти. Неужели любовь такое близкое к смерти? Герой считает, что так, и, чтобы рассказать любимой, как он ее любит, снова обращается к образу огня:

Как тот огонь, что вдруг и греет и пожирает,

Как смерть, что забива и от мук ослобоняє, -

Так, красавице, и я тебя люблю.

Но любимый говорит: «Не надейся ничего!». Эти страшные слова обусловливают появление образа ада и лютой горячки. Таким образом, символика огня в своей разрушающей фазе доходит апогея и сливается с образом смерти.