Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



История украинской литературы XIX века
МАРКО ВОВЧОК

(1833-1907)

СОДЕРЖАНИЕ


Классик украинской прозы и активный деятель русского литературного процесса Марко Вовчок пришла в литературу накануне крестьянской реформы 1861 г., во время назревания в Украине да и во всей России революционной ситуации.

Родилась Марко Вовчок (литературный псевдоним Марии Александровны Вилинской) 10 (22) декабря 1833 г. в имении Екатерининское Елецкого уезда Орловской губернии в обедневшей дворянской семье. Воспитывалась в частном пансионе в Харькове. Уже в то время проявилась ее лингвистическая одаренность. В зрелом возрасте она отличалась большой начитанностью, знанием иностранных языков и литератур.

Особенностями жизненного пути Марка Вовчка были активное общение ее со многими известными деятелями украинской и мировой культуры, науки, образования, общественного движения, деятельность в демократическом женском движении в России, участие в конспиративной политически-пропагандистской работе антисамодержавного характера.

На формировании взглядов писательницы сказалось длительное пребывание в интеллигентных семьях родственников, в частности родителей Д. И. Писарева (позже - критика и близкого друга писательницы). В салоне ее тети К. П. Мардовіної в Орле собирались известные писатели и фольклористы. Там Мария познакомилась с будущим своим мужем, украинским фольклористом и этнографом В. В. Марковичем, который отбывал ссылку в Орле за участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского братства.

Творческий энтузиазм мужа и его друзей стал одним из стимулов фольклористичної и писательской деятельности Марка Вовчка в 50-х - начале 60-х годов. Проживая в 1851-1858 гг в Чернигове, Киеве, Немирове на Винничине, Мария Александровна в совершенстве изучила жизнь, культуру, язык украинского народа. Активно занимается она фольклористикою, в частности записью народных песен, дум, сказок, пословиц, поговорок, фразеологизмов 1. Некоторая часть этих материалов публиковалась при жизни писательницы. Марко Вовчок была влюблена в украинскую народную песенность, а также, как отмечал М. Есть. Сиваченко, «широко эрудированный в сказочном эпосе, и не только украинскому» 2. Об этом, например, свидетельствует чешский писатель И. В. Фрич: «К каждой чешской или словацкой сказки она рассказывала нам десять подобных малороссийских или великорусских, литовских или польских. Народные сказки были ее стихией» 3.

Позже в Петербурге (1859) Марко Вовчок уже как автор сборника «Народные рассказы» попадает в круг таких литераторов, как Т. Шевченко, И. Тургенев, М. Некрасов, А. Плещеев, А. Писемский, польский поэт и драматург Эдуард Желіговський, что способствует быстрому идейно-творческом ее росту. По-дружески принял писательницу также кружок украинских культурных деятелей в Петербурге, в частности бывшие кирилло-мефодиевцы В. Белозерский, Г. Костомаров, П. Кулиш, который еще раньше редактировал и издавал его произведения.

По воспоминаниям И. Тургенева, Марко Вовчок «была украшением и основным центром небольшой группы малороссов, что сплотилась тогда в Петербурге и восхищалась ее произведениями: они приветствовали в них,- так же, как и в стихах Шевченко,- литературное возрождение своего края»4. Во время пребывания в 1859-1867 гг. за рубежом (Германия, Швейцария, Италия и преимущественно Франция) Марко Вовчок встречается с Д. Менделеевым, А. Бородиным, И. Сеченовым, И. Тургеневым; последний способствовал его знакомству с О. Герценом, Л. Толстым, Жюлем Верном. Встречалась Марко Вовчок с чешскими писателями - И. Фричем, Я. Нерудою, была близка к кругу польских литераторов и революционных эмигрантов. Она увлекалась героической национально-освободительной борьбой итальянского народа, в частности отрядов Д. Гарибальди. В этих условиях расширяются ее інтернаціоналістські взгляды и интересы. Писательница принимает участие в распространении в России революционных изданий Герцена, организует для «Колокола» материалы военно-обличительного характера.

После возвращения из-за границы Марко Вовчок сближается с издателями петербургского журнала «Отечественные записки» М. Некрасовым, М. Салтыковым-Щедриным, Г. Елисеевым, ведет в этом журнале рубрику зарубежной литературы, публикует свои оригинальные произведения и переводы. Писательница жила политическими событиями времени, принимала в них непосредственное участие. Она имела связь с рабочим «Обществом друзей».

Сборка первых произведений Марка Вовчка, написанных в немировский период жизни, вышла в Петербурге под названием «Народные рассказы» (1857). В Немирове написано большинство ее первых рассказов на русском языке (сборник «Рассказы из народного русского быта»), повесть «Институтка».

В первые годы пребывания за границей законченные рассказы «Ледащиця», «Проходимец», написанное рассказ «Два сына». Этот период особенно характерен тем, что Марко Вовчок как украинский прозаик разрабатывает жанры психологической повести («Три судьбы») и рассказы («Павел Чернокрыл», «Не пара»), исторической повести и рассказы («Кармелюк», «Невольница», «Маруся»), создает жанр социально-бытовой сказки («Девять братьев и десятая сестрица Галя»). Часть этих произведений вошла в второго сборника «Народных рассказов» (Петербург, 1862). Активно выступает писательница в жанре повести на русском языке: «Жили да были три сестры», «Червонный король», «Тюлевая баба», «Глухой городок». Ряд рассказов и сказок, написанных на французском языке, Марко Вовчок печатает в парижском «Журнале воспитания и развлечения» П.-Ж. Сталя (Етцеля). На материале французской действительности писательница создает художественные очерки, объединенные названиями «Письма из Парижа» (львовский журнал «Мета», 1863) и «Отрывки писем из Парижа» («Санкт-Петербургские ведомости», 1864-1866).

В 1867-1878 гг. наиболее ярко проявился талант писательницы как российского романиста. Ею создано или завершено российские романы «Живая душа», «Записки причетника», «В глуши», повести «Теплое гнездышко», «Сельская идиллия» (опубликованы в «Отечественных записках»), переведены на русский язык многие произведения из французской, английской, немецкой, польской литератур, в частности 14 романов и сборник других произведений Жюля Верна. Выступает Марко Вовчок и как критик (цикл «Мрачные картины»), редактор петербургского журнала «Переводы лучших иностранных писателей» (к участию в журнале она привлекает много женщин-переводчиц).

Становление творческих принципов, индивидуального стиля Марка Вовчка происходило в значительной мере под влиянием розповідних традиций Г. Квитки-Основьяненко, М. Гоголя, И. Тургенева. Особую роль в формировании идейно-эстетических взглядов писательницы сыграло творчество Шевченко. Она была для него высоким образцом реалистического изображения трагической судьбы крепостных (в частности женщины-крепостной), романтического прославление освободительной борьбы народа. Шевченко видел у писательницы «молодую силу», выразителя нового подъема социально - и национально-освободительного движения, «обличителя жестоких людей неситих».

Для Марка Вовчка характерны целостность общественно-политических и литературно-эстетических убеждений, последовательность демократических позиций.

Художественное творчество Марка Вовчка, ее переписка, публикации «Мрачные картины» свидетельствуют о глубоком осознании ею общественно-преобразующего назначения литературы. Так, в упомянутой статье-публикации она пишет о «необходимость немедленной перестройки „общественного здания"» и одной из задач литературы, направленным на это, называет беспощадное разоблачение существующего зла, «громадських язв» 5. Определяет Марко Вовчок самую передовую позицию писателя и гражданина: «... самое лучшее и честное дело - спешить туда, где главная свалка (битва. - О. Г.), а не коптеть и не прятаться по углам. Теперь, так сказать, время военное и всякий дезертир наказывается нравственной смертью за бегство с поля брани» [6, 429].

Марко Вовчок выступает поборником реалистического принципа верности действительности. Углубленное изучение жизни, правильное понимание его процессов, закономерностей, объективное отражение их в жизненно-реальных формах - это, по ее мнению, важнейшие предпосылки художественного качества произведений. Она отвергает «фальшивые краски» в способе изображения, отстаивает требования отображать действительность с беспощадной, суровой правдивостью, «называть вещи по именам, не заблуждаясь насчет ых действительных качеств» [6, с. 510].

Украинские рассказы и повести Марка Вовчка - характерное явление перехода украинской прозы от просветительского реализма к реализму классического. С появлением этих произведений осуществляется переход от выявления отдельных недостатков общественного бытия до широких социальных обобщений. Причина страданий простого трудового человека теперь трактуется как «общественное бедствие» («Аграфена») и объясняется не просто злодеянием со стороны того или иного обидчика с господствующей слои, а общественными условиями, давлением социального устройства, при котором крестьянина-труженика «равно беда душит, а второе уже в когти берет» («Гайдамаки»). Писательница проникает в глубины народной души, социальное бытие народа, устами сельских тружеников рассказывает о типичные жизненные случаи, излагает трагические «биографии» крестьян-крепостных (чаще всего крестьянок).

По сравнению с предыдущей прозой, у Марка Вовчка углубляются обличительно-аналитические возможности реализма, растет социальная заостренность критики крепостнической действительности, появляется общественно-политический аспект художественного трактовка реальных причин народного бедствия.

Марко Вовчок развивает гоголевские и шевченковские традиции сатирического разоблачения духовного обнищания, опустошенности, разложения крепостного барства. Аналитически осмысливая общественную обусловленность множества известных им жизненных прототипов, писательница создает обобщенные и одновременно индивидуализированы, сатирически обрисованы образы господ, которые ведут праздный жизни («Казачка», «Институтка», «Игрушечка»).

Качественные изменения претерпевает характер типизации обстоятельств. В прозе Г. Квитки-Основьяненко реализовался преимущественно этнографически-информативный аспект в изображении жизни, окружение героев; обстоятельства у него выступают главным образом как детализированное торгово-обычное фон, на котором разворачивается действие. У Марка Вовчка изображения окружающей среды подчинено задаче социально-психологической характеристики героев. Обстоятельства выступают как факторы формирования характеров героев, их действий, настроений, мыслей, стремлений. Так, в повести «Институтка» социальную и бытовую атмосферу, в которой действуют герои и которая предопределяет их настроения, переживания, стремления и поступки, составляют типичные явления: жуткая атмосфера крепостнической неволи в помещичьем имении, тяжелое невільницьке положение крепостных, слухи о пытках крестьян в других имениях и побеги крепостных, жестокие издевательства госпожа институтки над своими крестьянами, ее самодурство, моральная деградация дворянства. Д. Писарев отмечал, что Марко Вовчок нападает своими вполне художественными произведениями не на случайные злоупотребления, а на самый принцип, которым он является (статья «Мысли по поводу сочинений Марка Вовчка»).

Из характеристики «общественного бедствия», нищего общего положения крепостных в селе ліберальствуючого помещика начинается завязка рассказ «Аграфена». Положению трудовых низов противопоставляются условия жизни дворянства, смысл существования которого - «сладко съесть, пьяно спити, хорошее походить» («Институтка»).

Новыми для украинской прозы были глубокое осознание динамики общественного бытия, самый характер художественного историзма. Во взглядах рассказчика Марка Вовчка и ее героев отразились сдвиги в общественной психологии человека из низов. Крепостные начинают осознавать несправедливость своего социального положения. Пробуждение в крестьянских массах протеста против угнетения отражено в «Інститутці»: решительный, по-бунтарски настроенный Прокоп говорит, что «волы в ярме и те ревут», а человек должен искать спасения от ига («или вирятуйся, или пропади!»). Крестьянин Теодор Голубец из повести «Дьяк» вступает в драку с сельским головой, а потом заявляет: «Буду бить всех: и писаря, и дальше вверх».

Попытки героя-крестьянина освободиться от крепостного права и его последствий (Маша из одноименного рассказа, Настя из «Ледащиці», Назар с «Институтки»), выступать за улучшение судьбы убогих, за социальную справедливость (Кармелюк из одноименной повести) писательница трактовала сочувственно. В рассказе «Маша» воплощено взгляды писательницы на пути перестройки крестьянского бытия. Марко Вовчок делает некоторые, возможные в подцензурных условиях, попытки заглянуть в перспективу народной жизни, художественно выразить крестьянские идеалы и мечты о счастливом будущем. Так, появляются мотивы общественного устройства крепостного после освобождения его из крепостничества (положение Устины в «Інститутці», Маши в одноименном рассказе) , намечаются конкретные идеалы трудящегося: воля, труд на себя («Выкуп», «Маша», «Ледащиця», «Институтка»). Важность и актуальность этих мотивов для литературы глубоко понял Т. Шевченко, свидетельством чего является синтез их в посвященном Марку Волчке стихотворении «Сон» («На барщине пшеницу жала»).

Большинство первых произведений Марка Вовчка относятся к реалистическому направлению. В некоторых рассказах («Чары», «Свекровь», «Максим Держатель», «Данило Гурч») преобладают черты романтизма. В лучших произведениях на первом плане - изображение характеров в их социально-психологической обусловленности. Особенно высокого художественного уровня достигла писательница в жанре рассказа-«судьбы», рассказ-«биографии», в раскрытии в лапідарній форме характера героя на значительном отрезке его жизни. Притяжение Марка Вовчка к жанру рассказа-«судьбы» обусловлено ее вниманием к теме скитаний человека из социальных низов, попыткой воссоздать сложный жизненный путь героя.

Некоторые рассказы Марка Вовчка по жанровым признакам и поэтикой, по сути, этюды, эскизы («Чумак», «Горпина», «Выкуп» и др.). Писательница опередила жанрово-стилевой уровень тогдашней прозы, показала большие идейно-художественные возможности малых прозаических жанров.

Марко Вовчок обогатила украинскую литературу жанрами социально-проблемного («Казачка», «Одарка», «Горпина», «Ледащиця», «Два сына») и балладного повествования («Чары», «Максим Держатель», «Данило Гурч»), социальной повести («Институтка»), психологического рассказа и повести («Павел Чернокрыл», «Три судьбы»), социально-бытовой сказки («Девять братьев и десятая сестрица Галя»), художественного очерка («Письма из Парижа»).

Опираясь на опыт Квитки-Основьяненко и Гоголя, Марко Вовчок довела до высочайшего художественного совершенства способ рассказа-монолога, реалистичный прием «вживания» в личность рассказчика-крестьянина. В одном из украинских реалистических рассказов и повестей она не заявляет о себе непосредственно; авторские ремарки и лирические отступления полностью принадлежат рассказчику. В отличие от повестей и рассказов Квитки-Основьяненко в каждом произведении Марка Вовчка - свой, индивидуальный рассказчик, что обеспечивает большее разнообразие восприятия и отражения жизненных явлений. В одном случае - это рассказчик-персонаж, активный участник событий («Сестра», «Выкуп», «Институтка»), в другом - рассказчик-наблюдатель («Казачка», «Павел Чернокрыл», «Три судьбы»). Чаще всего повествование ведется от имени женщины. Повествование от первого лица увеличивала возможность убедительно передавать состояние внутреннего мира героя из народа, раскрывать суть народных характеров, усиливала веру читателя в правдивость изображения, создавала впечатление истинности рассказа, сповідальності. Она стала важным фактором демократизации литературы, поскольку давала возможность трактовать действительность с позиций народа. Образ рассказчика и в романтических, и в реалистических произведениях Марка Вовчка «реалистический в своей основе», однако в ранних романтических рассказах «этот образ наделен и сентиментальными чертами» 6. Выражение больших общественных идей через миропонимание рассказчика в простейших формах, ограниченными, казалось бы, средствами народной сказания было индивидуальной художественной особенностью Марка Вовчка (это отмечали М. Добролюбов, Д. Писарев, И. Франко).

Однако назревшие задачи выхода украинской литературы за пределы крестьянской темы, расширения обсервации жизни, углубление его общественной проблематики обнаружили и ограниченность манеры крестьянской повествования, художественного познания мира через мировоззрение рассказчика-крестьянина. Производится объективно-эпический, описательный способ изложения от имени автора («Черная рада» П. Кулиша, «Люборацкие» А. Свидницкого, «Хлопская ребенок» Ф. Заревича). Обращается к нему и Марко Вовчок (романтические произведения «Максим Держатель», «Данило Гурч», «Кармелюк») .

Хотя до первого сборника «Народных рассказов» вошло лишь одиннадцать небольших произведений (среди них рассказ «Сестра», «Казачка», «Чумак», «Одарка», «Сон», «Барская воля», «Выкуп»), она произвела большое впечатление на литературно-общественное мнение реалистичным изображением трагической судьбы крепостных, их желания вырваться из крепостного рабства. Русский революционер П. Кропоткин позже вспоминал, что «в те годы вся образованная Россия упивалась повестями Марка Вовчка и рыдала над судьбой ее героинь-крестьянок» 7.

Наивысшего художественного уровня достигает Марко Вовчок в изображении трагической судьбы женщины-крепостной, которая в тогдашнем обществе была наиболее притесняемой, униженным и бесправным существом. Этот образ занимает центральное место в обеих книгах «Народных рассказов», а также в «Рассказах из народного русского быта», «Інститутці». Зосереджуючися прежде всего на сословных противоречиях, проявляя глубокое знание конкретных явлений крепостнической действительности, Марко Вовчок показывает, как жизнь этих прекрасных душой трудовых людей калечат жестокие помещики и их прислужники. В рассказе «Казачка» свободная девушка вступает в брак с крепостным. Эта коллизия составляет завязку и продолжается в основной линии сюжета рассказа, а также используется в одном из сюжетных эпизодов «Институтки». В жизненно-правдивых образах Олеси, ее мужа и сыновей, Марко Вовчок сумела показать характерные черты миллионов крестьян с их страдницькою, трагической судьбой.

Суровым обвинением кріпацтву было одно из лучших рассказов писательницы «Аграфена», где изображено трагедии молодой матери, которая через деспотизм и произвол господина потеряла ребенка и сошла с ума. Сюжетную основу рассказа «Одарка» составляет трагическая, типичная для крепостнического быта история о девушке, которая стала жертвой господского дома, а затем объектом ежедневных издевательств. Неудержимое стремление крестьян освободиться от крепостной зависимости изображенное в рассказе «Выкуп».

В драматически напряженном сюжете рассказа «Ледащиця» показаны протест сельской девушки Насти против крепостной зависимости ее семьи, тяжелая борьба за то, чтобы избавиться от крепостничества и «на самих себя делать...». Художественно выраженные здесь (как и в российском рассказе «Маша») идеи свободного труда труженика на себя, близкие к тем, которые пропагандировали Шевченко и Чернышевский.

Мотив губительного влияния крепостничества на судьбу подневольного человека звучит и в одном из лучших рассказов Марка Вовчка «Два сына» (1861), где мастерски разрабатывается актуальная на тот момент тема рекрутчины, царской солдатчины. В форме тоскливо-задушевного повествования матери-вдовы о судьбе своих сыновей, которых господин отдал в рекруты и яки потеряла царская солдатчина, изображена одна из типичных трагедий крестьянской жизни, большое горе и безнадежность одинокой, подавленной нищетой немощной матери. «Два сына» - наиболее совершенное рассказы Марка Вовчка по выявлению авторского чутье композиции, мастерства рассказа от имени персонажа, четко очерченного как народный характер. Это повествование представляет собой высокий для того времени образец передачи средствами народной сказания внутреннего мира, «состояния души» матери-страдалицы. Оно звучит как глухой трагический стон души замученной тяжелой недолей человека, как реквием по погибшим сыновьями и доживаючими свой возраст матерями-вдовами, звучит так, что «морозится кровь в жилах» (И. Франко).

Другая группа «народных рассказов» Марка Вовчка - на семейно-бытовые темы («Сестра», «Чумак», «Сон»). У многих из них писательница раскрывает внутренний мир простых крестьян, их высочество морально-этических принципов. Центральная героиня рассказа «Сестра», наделена присущими именно украинской крестьянке чертами кроткого нрава, обнаруживает в то же время твердость воли в своем стремлении к независимости. Она трогает душевной добротой и самоотвержением ради счастья другого. В рассказе «Чумак» изображена сердечная драма юноши-однолюба, личное счастье которого было разбито социальным неравенством.

Гордые, волевые, экспрессивные натуры из народа, формирование которых писательница связывает с традициями бурных и суровых времен казачества, выступают в драматических семейных отношениях в рассказах «Максим Держатель» (по фабульною схеме близком к Квитчиной «Маруси») и «Данило Гурч». Указывая на социальную обусловленность трагедий героев, писательница отстаивает идею не искаженного семейным деспотизмом и имущественными расчетам семейного счастья. Эти произведения, а еще в большей степени рассказ «Волшебство» и «Свекровь» с имеющимися в них элементами народной фантастики имеют романтично-балладный характер 8. В изображении сильных и гордых натур из народа в «балладных» рассказах чувствуется поиск писательницей активного положительного героя. В ряде рассказов Марко Вовчок для контраста с крепостническим «темным царством» рисует светлые, идиллические картины счастливой жизни свободных от крепостной зависимости людей, в частности крестьян казацкого сословия («Казачка», «Выкуп»). В рассказе-идиллии «Сон» изображено счастливое замужество женщины за чумаком.

У Марка Вовчка нет широкого, детального описания среды. В поле зрения рассказчика лишь отдельные, но характерные детали. Использование бытовых и психологических деталей строго подчиняется развитию сюжета и характеров. Мастерство писательницы проявляется в умении добиться ощущения правдивости истории, вести рассказ спокойно, будто не заботясь о художественный эффект, искренним, доверчивым тоном. Однако за этой внешне спокойной, сдержанной тональности чувствуется внутренний драматизм.

Немало важных мотивов и ситуаций в «народных рассказах» и повестях Марка Вовчка связано с народной поэзией. При этом фольклорные мотивы и образы писательница трансформирует, творчески переосмысливает, органично переплетает с фактами, непосредственно взятыми из жизни, как, например, в рассказе «Одарка», где использован мотив и эмоциональное содержание песни «Ой попливи, вутко» о смерти одинокой девушки на чужбине, в повести «Три судьбы», написанной под влиянием песенных мотивов о том, как «любил казак три дівчиноньки» («Ой у полі три криниченьки»), и о вдове, которая «умеет очаровывать» и «привораживает» парня («Под рощей под темненьким»). Записанный Марком Волчком отрывок песни «А два сына кормлю, В солдаты готовлю», очевидно, подсказал тему рассказ «Два сына», исполненный глубокого драматизма, который в определенной степени был перенят и от других песен о рекрутчину.

На структуре рассказов Марка Вовчка с их характерными вступлениями и епілогами сказалась строение народных сказок и новелл. От песни значительной степени исходят композиционная сконцентрированность и стилистическая бережливость ее рассказов, упругость сюжетов. Для освоения писательницей средств фольклорной поэтики характерна идейно-художественная целесообразность. Например, выдержано в манере погребального причитания обращение закрепощенной казачки Олеси («Казачка») до малого сына («Сын мой, дитя мое любимое! Не розів'єшся, дорогой мой цветы, ізв'янеш в зеленочку!») подчеркивает трагический смысл крепостной судьбы.

Выразительной чертой украинских рассказов Марка Вовчка есть лиризм, который в значительной мере порожден народной пісенністю. О. И. Белецкий охарактеризовал эти рассказы как «лиро-эпические поэмы в прозе»9. Д. Писарев отмечал, что устами автора «Народных рассказов» «говорит сама Украина с ее очаровательной природой и со своим поэтическим народом, который любит свое прошлое, свою волю и свою поэзию... в этом глубоком проникновении его личности духом изображаемого народа и заключается вся их сила, вся тайна их волшебной прелести» 10.

Рассказ «Казачка», «Горпина», «Одарка», «Ледащиця», «Два сына», повесть «Институтка» и ряд других произведений Марка Вовчка, представляют в жанре прозы украинский реализм на тогдашней стадии его формирования и развития.

Повесть «Институтка» Марко Вовчок начала писать 1858 г. в Немирове, а завершала следующего года в Петербурге.

Писательница достигла в нем совершенства классической сюжетно-композиционной организации, гармонии содержания и формы. «Институтка» - ярчайший образец индивидуальной творческой манеры Марка Вовчка как украинского прозаика. И. Франко считал, что это произведение проникает «глубже в суть крепостного лихолетья» [41, 301]. После обличительной поэзии Шевченко «Институтка» была выдающимся антикріпосницьким произведением.

В повести изображена судьба деревни накануне ликвидации крепостного права. В конкретных явлениях, что происходят преимущественно в одном помещичьем имении, воспроизведен крепостническую действительность в ее типичных проявлениях. В основе сюжета - реальный социальный конфликт, который отражает противоборство двух основных антагонистических сил того времени. В обострении социального конфликта повести воссоздается процесс усиления реальных классовых противоречий между крепостными крестьянами, доведенными до невыносимых страданий, и помещиками, к краю развратными своим полновластием над крепостным. Изображение общественной жизни в его развитии, раскрытия характеров в их эволюции, социальной детерминированности - все это были важные художественно-эстетические явления процесса формирования в украинской прозе творческих принципов реализма.

В повести изображены два поколения господ и два поколения крепостных. Помещица-внучка показывается еще более жестокой и аморальнішою кріпосницею, чем старая госпожа То, что представители молодого поколения крепостных в отличие от терпеливой бабушки-крепостной противодействуют барским издевательством, стремятся избавиться от власти помещиков, выражает мысль о нарастании антикрепостнических настроений в обществе. Главная героиня - Устина - хоть и не возвышается до активного протеста против барских издевательств, но ее ненависть к господам растет, ее симпатии на стороне свободолюбивого Назара и решительного Прокопа. Вместе с мужем, преданным панамы в солдаты за проявление протеста против истязания крепостных, Устина освобождается от власти помещиков и работает наймичкой в городе.

Крепостников описывает Марко Вовчок в сатирическом плане. Разоблачение разгульного, паразитического дворянства в сборном сатирически-памфлетному динамическом портрете его («Все то хохочет, танцует, ест, пьет; все это гулящее, дак такое холеное! Другая госпожа в дверь не втовпиться») и индивидуализированных образах институтки, господина, старой госпожи достигает большой художественной силы. В образе институтки, выписанном резкими штрихами, обобщены характерные черты эксплуататора-самодура, хищника, рожденного кріпосницькою системой. Поданный в развитии, этот характер раскрывается преимущественно в действии, поступках, а также через видение и оценку различных персонажей. Так, помимо других способов характеристики, госпожа інститутці даются прямые оценки рассказчицей Устиною («недобрая», «неумолимая», «охижіла», «только взглянет, то словно за сердце тебя рукой сдавит», «все злісливіша, все яростнее»), Серегой («смотрит так, что аж молоко киснет»), Катей («она уже и глазом своим нас сожрала»), Прокопом, панамы-соседями. Выступает институтка и с самохарактеристикою (науку «я в одно ухо впускала, а в другое выпускала», «Я из всего увернусь, еще и их оступачу»).

Произведение художественно убеждает, что паразитическое существование и полновластия над крепостным представляют угрозу морально-духовного вырождения правящей верхушки, потери ею человеческих черт. Отбор многих средств изображения институтки подчинен именно этой идеи.

Образом мужчины институтки Марко Вовчок опровергает мнение о существенную зависимость судьбы крепостных от доброты и образованности их господ. Господин-врач показан и образованным, и добрее за женщину, но от того крепостным не легче, ибо, в конце концов, он подчиняется жестокой и властной жене, своему классовому окружению и вообще крепостническим порядкам.

В «Інститутці» Марко Вовчок поднимается на более высокий, чем в рассказах, уровень в создании характеров.-Это достигается, в частности, соответствующей семантической выдержанностью стиля речевых партий героев, применением художественной детали. Ведущим мотивом в произведении есть мысль Устины: «Любо на свободе дыхнуть!» Повести «Институтка» Марко Вовчок убедительно доказывала, что ликвидация крепостной системы является главной задачей суток. «Институтка» «принадлежит к лучшим перел нашей литературы» [26, 354],- справедливо писал И. Франко. Этим произведением писательница основала социально-проблемную повесть в украинской литературе.

Отражая жизнь в рассказах и повести «Институтка» преимущественно в рамках конкретных картин небольшого масштаба, Марко Вовчок подводит, однако, к выводам широкого общественного содержания - о антигуманную сущность, неестественность всего общественного строя. В украинской прозе зарождалась радикально-демократическая концепция понимания народной жизни, социальной действительности. Серьезный качественный сдвиг в развитии прозы заключалось также в отказе от одвертого дидактического морализаторства, хотя нередко обнаруживается характерная для просветительского художественного мышления направленность на устранение пороков общества через его совершенствования и перевоспитания человека.

В произведениях Марка Вовчка этого периода отдельные герои, обычные крестьяне-крепостные, задумываются над вопросом: «Где искать лучшей жизни, как улучшить свое положение?» (Назар, Прокоп, Маша, Настя). Произведения писательницы принадлежат к «литературы вопросов». Поиски в области эстетического идеала, выбор положительного героя ведут писательницу от крестьян-протестантов до героических и мужественных командиров, которые возглавляют борьбу народных масс (Кармелюк из одноименной повести, Остап из рассказа-сказки «Невольницы»), и далее до «новых людей», разночинцев, которые становятся на путь участия в революционно-освободительном движении (герои русских повестей и романов конца 60 - 70-х годов).

Еще в «Сестре» и «Інститутці» была затронута тема тяжелой судьбы наемников. Фигуры сельских пролетариев выведены в «Пройдисвіті», «Кармелюку» (сирота Маруся), сказке «Девять братьев и десятая сестрица Галя». Одной из первых в отечественной литературе Марко Вовчок отразила процесс классового расслоения в пореформенном селе, создала тип сельского богача-эксплуататора (Кныш в повести «Кармелюк»).

Творческие принципы Марка Вовчка в 60-е годы развиваются в направлении углубления психологизации характеров. Всего в творческой практике писательницы ощутимо проявляется активное формирование в украинской прозе принципа художественного психологизма. Построение ее произведений в простонародной форме повествования давала возможность раскрытия «изнутри» народной психологии, внутреннего мира человека трудовой («Институтка», «Два сына» и др.). По словам И. Франка, кроме разоблачения ужасов крепостничества и требования его отмены, «истинной весомости рассказу Марка Вовчка предоставляют мастерские описания душевных и поэтических состояний человека, особенно же - его глубокое проникновение в тайны женской души» [41, 186].

Формы и средства психологического анализа в прозе Марка Вовчка - это прямые авторские размышления, самоанализ героев; внешнее (диалог) и внутренняя речь персонажей (внутренний монолог как средство анализа состояния души). Косвенный способ характеристики внутреннего мира персонажей реализуется через жест, поступок; применяется сквозная психологическая деталь (например, в повести «Институтка» для характеристики кріпосниці несколько раз упоминается ее зловещий взгляд). Эмоциональной наснаженості писательница достигает без какого мелодраматического надриву. ее «Народные рассказы», по мнению И. Франка, «определяются тонкой психологической обсервацией фактов обыденной жизни... Проще из ее украинских рассказов «Три судьбы» имеет меньший социальный, но очень большой психологический интерес» [41, 301]. В повести «Три судьбы» (1860) раскрываются сложные личные отношения (три девушки влюбляются в парня Якова Чайченко, который любит другую). Рассказ «Павел Чернокрыл» (1861; первое название произведения - «От себя не убежишь») посвящено художественному исследованию психологии преступления (убийство Павлом Чорнокрилом жены по наущению любовницы) и мук совести.

Важное место в творчестве Марка Вовчка занимает историко-героическая тема. Художественная разработка исторической тематики в ту эпоху по традиции считалась прерогативой романтического направления. К историческому прошлому украинского народа писательница подходила также с романтических позиций. Проживая в Чернигове, Киеве, Немирове, она глубоко интересовалась народными песнями, думами, легендами об историческом прошлом Украины. Еще в Немирове начала писать на материале переводов повесть «Гайдамаки» (осталась незаконченной). Марко Вовчок создает романтические повести «Кармелюк», «Маруся», рассказы «Невольницы» и др.

Писательница соотносит исторические явления с современными проблемами, активизируя и направляя мысль читателя, например, такими вопросами: «А лучалося вам везти освобождение своему народу?» («Невольницы»). В основном этим произведениям она предоставляла некоторые жанровые признаки легенд или сказок.

«Кармелюк», «Невольница», «Маруся» еще при жизни Марка Вовчка получили широкую популярность. Повесть «Маруся» была переведена на несколько европейских языков. В переработанном П.-Ж. Сталем варианте она стала любимой детской книгой во Франции, отмечена премией Французской академии и рекомендована министерством образования Франции для школьных библиотек.

Историческая повесть-сказка «Кармелюк» написана в 1862 - 1863 гг. Изображая известного предводителя крестьянских восстаний, писательница не ставит задачу точно воспроизвести биографические данные его как исторической личности, а идет за народными преданиями, легендами и песнями. Она создает легендарно-романтический образ Кармелюка, наделяет своего героя чертами исключительной личности.

Аресты Кармелюка, пребывания его в темницу, подбивание родных за заключенным, готовность женщины с ребенком «за ним идти в дальнюю дорогу», в Сибирь, драматизм стихаючого вдали «глухого бряцание от оков», бегства героя из сибирской ссылки - все это изображено в реалистическом плане, правдиво, с большой художественной силой. Писательница неоднократно подчеркивает различными средствами «необычность» «разбою» Кармалюка и его общества: «странные и небывалые се разбойники уявилися и странный и небывалый они тоже разбой правили: что попадавсь им богач в руки - они его обирали, попадался нищий - они его наделяли; никого не убивали, не резали». Сочувственно показывается Кармелюкова программно осознанная (в пределах крестьянского понимания) цель организованной, некровопролитної борьбы за социальную справедливость. В образе жены Кармелюка Маруси отражены черты женщин, которые принимали участие в крестьянском движении. В повести своеобразно поднимается проблема отцов и детей. Дочь Кармелюка, вырастая в семье борца, ссыльного, с малых лет приучается быть полезной родителям в их тяжелом, полном опасности жизни. На ее примере Марко Вовчок учила молодое поколение беречь и продолжать лучшие традиции родителей.

Для романтических повестей и рассказов Марка Вовчка характерные возвышения героя до идеала, эмоциональность и яркость стиля, введение народнопесенных элементов.

Важным для Марка Вовчка было создание образа положительного героя. Это обусловлено как традиции И. Котляревского (герои «Наталки Полтавки»), Г. Квитки-Основьяненко (персонажи сентиментально-реалистических повестей и положительные образы пьес), Т. Шевченко (герои романтических и реалистических поэм и стихотворений), так и потребностью социальной активизации народа. Преобладают в прозе Марка Вовчка персонажи реалистичного плана. Вместе с тем ряд героев изображен в романтически-приподнятом стиле (особенно это касается произведений 60-х годов, когда писательница искала положительных образов как образцов для подражания) .

В творчестве Марка Вовчка проявляется новая для украинской прозы післяшевченківського периода концепция человека, связанная с развитием классового и национального сознания, самосознания личности; повышается степень общественной определенности характеров, их противодействия неблагоприятным обстоятельствам.

Марко Вовчок в первый период творчества ищет положительных героев преимущественно среди людей крестьянско-земледельческого труда, щонайбідніших крепостных слоев; она изображает их с проникновенной теплотой в близкой к Квитчиной светлой лирико-поэтической тональности, однако преимущественно без идеализации. Типологически эти положительные герои составляют две разновеликие группы, в которые входят персонажи-жертвы и социально активные личности (их меньше). Среди первых преобладают крестьянки с привлекательными духовно-нравственными чертами и трагическими судьбами, которые глубоко волновали читателя и вызвали протест против виновников этих трагедий («Казачка», «Горпина», «Одарка»; Устина, Катя, бабушка с «Институтки»). Ряд ее героев-крестьян - образцы высокой нравственности и неистребимой человечности в тяжелых жизненных условиях («Сестра»), волевые, решительные, целеустремленные характеры, которые побеждают в завоевании своего нового положения («Маша», «Ледащиця»). «...Рисунки женщин и девушек-крепостных... - писал И. Франко о женские образы Марка Вовчка,- это старательные и глубоко правдивые психологические и социальные студии. С простотой, красотой и нежностью его языка и стиля вяжется неразрывно ее нежная любовь к всех несчастных и страждущих, а особенно в беднейших между бедными, к женщинам. Она умеет не только сама почувствовать их горе, но также найти основу и дать ей простой и ясный высказываются, что сильно хватает за сердце читателя» [37, 278].

В изображении социально активной личности Марко Вовчок эволюционирует от реалистично объективного изображения, рассчитанного больше на самостоятельные выводы читателя (Назар, Прокоп с «Институтки», Настя с «Ледащиці»), до романтического представления героев как ярких личностей для подражания (Кармелюк из одноименной повести, Остап с «Невільнички»). Положительные герои Марка Вовчка - преимущественно целостные одноплановые характеры.

Отличительной чертой украинской прозы Марка Вовчка является то, что особенности эпохи передаются в ней преимущественно через фабулу и судьбу героя; исторически-конкретных реалий общественной жизни в нее еще немного. Это обусловлено прежде всего стремлением писательницы держаться в пределах эстетического мировосприятия простонародных рассказчиков. Постигнув искусство крестьянских сказителей и сочетая народно и народнорозмовні стилистические средства, Марко Вовчок выработала самобытную стилевую манеру, что отмечается поэтической грацией, мелодичностью и сдержанной эмоциональностью звучания повествования, разнообразием языковых художественных средств, лексики и тонким чутьем слова.

Новые задачи, стоящие перед украинской прозе 50-60-х годов в связи с изменением исторических условий и развитием художественного процесса, в частности с утверждением эстетики Т. Шевченко, обусловливают углубление в прозе Марка Вовчка категории народности как важной идейно-эстетической качества литературы. Народность проявляется в писательницы в выражении освободительных устремлений, народного миропонимания, в видении действительности глазами трудовых масс, в органическом освоении народнопоэтических средств и народной манеры выражения, однако без стилевой простакуватості «под народ». Роль фольклора в художественной системе Марка Вовчка трудно переоценить. «Гений народный выносит на своих крыльях фантазию Вовчкову» 11 - писал П. Кулиш. На образце «народных рассказов» Марка Вовчка (и поэзии Шевченко) новые эстетико-теоретические принципы народности М. Добролюбов. «...В рассказах Марка Вовчка,- отмечал критик,- мы видим желание и умение прислушиваться к ...еще удаленного от нас, но сильного в самом себе, гула народной жизни...» Особое значение «Народных рассказов» М. Добролюбов видит именно в том, что это литературное явление «так разносторонне, живо и достоверно изображает наше народное жизни, так глубоко проникает в душу народа». Чрезвычайно важным считал он отражение Марко Вовчок исторических потенций народа, его стремления к исторической действия. «Великие силы, что таятся в народе, и различные способы их выявления под влиянием крепостного права - вот что видим мы в этих рассказах» 12.

Верность народному миропониманию, этике и эстетике обеспечивала марко Вовчок народность писательской позиции в решении общественных и нравственных проблем, демократизм художественной формы. И. Тургенев писал в письме к критику И. В. Павлова от 15 февраля 1859 г., что после прочтения ему повести «Институтка» он пришел в полное восхищение»: «такой свежести и силы еще, кажется, не было - и все это растет само из земли, как деревце» 13.

Специфика художественности Марка Вовчка особенно ярко проявилась в реалистичных способах раскрытие сущности изображаемых явлений и человеческих характеров и проявления оппозиционности в отношении несправедливого общественного режима. Высочайшего уровня художественности писательница достигла в произведениях, которые глубоко проникали в суть крепостного лихолетье» (И. Франко), «душа народа» (Г. Добролюбов), были протестом против крепостного права и фальшивого барского «народолюбства». В ее произведениях кристаллизовалась глубинная субстанціональна суть народной жизни Украины.

Выразительной стилевой особенностью Марка Вовчка есть жесткая подчиненность композиции, сюжета и образов героев, всей художественной системы раскрытию острейшего тогда социального конфликта, выражению антикріпосницької идеи («Аграфена», «Одарка», «Казачка», «Выкуп», «Институтка»).

Жанровая структура украинских рассказов и повестей Марка Вовчка характеризуется простотой интриги и композиции, одномотивністю, однолінійністю сюжета, его последовательно-эпическим началом. Одним из признаков художественной структуры произведений традиционно остается контрастность, сопоставление с целью сравнения и противопоставления для более резкого вияскравлення характеристических качеств изображаемого, усиления эмоционального восприятия картин, ситуаций, характеров читателем. Так, писательница рисует в «Інститутці» противоположные групповые, обобщенные «портреты» истощенных крепостных на барщине и разгульной, лощеного панства, отражая социально-общественный контраст между страданием трудовых масс и процветанием привилегированных слоев. Яркий пример применения приема художественного контраста - изображения обезумевшей от крепостного бедствия Аграфены на фоне цветущих маков («Аграфена»).

В построении системы персонажей рассказов и повестей Марка Вовчка проводится контрастный разделение героев также по линии духовно-этической. Так, в «Інститутці» Устина, Прокоп, Назар, Екатерина, бабушка-крепостная привлекают как носители высоких народных моральных принципов; госпожа институтка же вызывает глубокую антипатию своей низкой культурой, духовной ограниченностью, стремлением «людей туманить» и «оступачувати», неискренностью и своєкорисливістю в кругу аристократов и грубостью, злобностью и жестокостью к крестьян-крепостных. Духовном убозтву ее, бессердечности, хищной ярости, капризности, пренебрежении к бедным противопоставляются природный ум, наблюдательность, жизненная мудрость, искренность помыслов Устины, ее доброжелательность, приветливость, вежливость, уважение и сочувствие к обездоленным простых людей. Такое противопоставление логически порождает мысли о моральное превосходство простых тружеников над барином, о несправедливости того мироустройства, в котором низменное и антигуманное властвует над добрым и человечным.

Применение приема антитезы прослеживается в повести «Институтка» в противопоставлении моральных устоев дворянства и крепостных во взглядах на любовь и брак: если Устину и Прокопа сближает и приводит к браку взаимное чувство, что соответствует народным морально-этическим принципам, то госпожа институтка ищет мужчину, руководствуясь прежде всего имущественной выгодой. Подчеркивается контраст между внешней красотой барышни и уродством ее внутреннего мира.

В изображении народного среды писательница также пользуется приемом противопоставления, однако здесь контраст мягче, менее резкий, например, сопоставление в «Інститутці» покорного терпения (бабушка-крепостная, барский повар) и протеста (Назар, Прокоп). Марко Вовчок прибегает к приему контраста и в сопоставлении условий жизни казаков и крестьян-крепостных («Казачка»).

Несмотря на эти традиционные признаки Марко Вовчок обнаружила себя новатором в поэзии. В отличие от рассказов и повестей Г. Квитки-Основьяненко с подробной, рассудительной рассказом в них, с раскидистой композицией, она приходит к произведениям композиционно и стилистически сконцентрованих. им присущи стремительный ход сюжетного времени, подійність. В ряде произведений («Аграфена», «Ледащиця», «Два сына») выявляются признаки новеллистических построения, новеллистический способ типизации.

Тенденциозность автора, как правило, не выступает в обнаженной форме, что часто наблюдалось в просветителей-реалистов, в частности в Г. Квитки-Основьяненко, а объективно вытекает из сюжетной построения, поступков, стремлений, мыслей, позиции персонажей, с целой художественной системы произведения. Писательница без специальной «подсказки» подводит читателей «Аграфены», «Одарки», «Институтки» к выводу о уродство, антигуманность крепостного права и необходимость его ликвидации. По сравнению с прозой просветительского реализма растет социальная наснаженість, исчезают дидактизм, рационалистичнисть заданность композиции.

Основной способ изображения в реалистических повестях и рассказах Марка Вовчка - доподлинное воспроизведение действительности в естественных формах самой действительности. Здесь писательница отходит от многих форм условности предыдущей прозы, в частности от гротескно-гиперболических деформаций, чрезмерной идеализации, особой концентрированности речи героев в стилизованно народнопісенній и сентиментальной манере. О «Народные рассказы» Марка Вовчка И. Франко писал, что они «определяются несравнимо оригинальным и свежим стилем...» [42, 301]. В романтических произведениях писательница использует такие способы художественного выражения, как фантастика и міфологізм («Чары», «Свекровь»), гиперболизация («Кармелюк»).

Существенным вкладом Марка Вовчка в освоение реалистических принципов живописи является индивидуализация образов-персонажей. Последнее достигается расширением художественной палитры в изображении различных персонажей. Так, выведенный в повести «Институтка» группу крепостных представлено не однообразными постатимя; каждый из них - оригинальный характер, вполне определенная, резко очерчена, чем выдающаяся фигура. В изображении духовно богатой Устины писательница сосредоточивает внимание на ее внутреннем мире; свободолюбивый Назар - фигура, романтически окрашенная, с чувством юмора; неуживчивый, склонный к стихийного протеста Прокоп характеризуется преимущественно через действия, решительные поступки и экспрессивность речи; Катя - применением ласкательно окрашенной лексики («белокурая себе, немножко кирпатенька, глазки голубо-цвітові, ясненькі»). Фигура институтки очерчена сатирическими средствами и негативно окрашенной оценочной лексикой («репече», «дзякотить», «визжит», «охижіла», «сожрала», «турляє», «коверзує», «вцепилась»).

В произведениях повістевого жанра («Институтка», «Кармелюк», «Три судьбы») Марко Вовчок показывает характеры в развитии под действием общественно-бытовых условий. В «Інститутці» этот принцип выступает в сочетании с социально-этической контрастностью: последовательно подчеркивается моральная деградация господ (усиление порочных черт в институтки, старой госпожи, господина-врача) и духа протеста, свободолюбивых стремлений в крепостных.

При сопоставлении ранних и более поздних украинских произведений Марка Вовчка прослеживается эволюция образа изображения героев. Если в «Агриппине», «Выкупе», «Казачке» и «Інститутці» писательница сосредотачивает внимание на действиях, поступках персонажей, то в «Двух сынах», «Трех судьбах» значительно больше внимания уделяет внутреннему состоянию героев.

Пейзажные рисунки в Марка Вовчка небольшие, лаконичные, что связано с уснопоетичною традиции; они предназначены оттенивать чувства, настроения героев или подаются как контраст к картины тяжелой жизни крестьян, как в данном случае: «Цветет хутор и зеленеет... Когда бы посмотрел кто, что там творилось, что там творилось. Люди просыпались и ложились плача, проклиная» («Институтка»).

Портретные характеристики чаще всего даются короткими штрихами; описание внешности положительных героев гармонирует с общей характеристикой этих персонажей: Устина - «хорошая, вродливая», Прокоп - «высокий парень, статный, поглядывает, улыбается». В описании портретных деталей Катри подчеркиваются черты ее происхождения из свободного казацкого рода: «В красном чепца, в зеленой юпочці баєвій... то круг стола ее вышитые рукава имеют, то круг печи ее перстня блискотять».

Называя Марка Вовчка «кротким пророком», Т. Шевченко указал на характерную особенность его индивидуального стиля - умение в спокойно-сдержанной манере передавать напряженный драматизм событий или внутренних переживаний героев. Спокойная, внешне сдержанная тональность при воспроизведении самых больших бед, тяжелых положений и переживаний создает особую драматическую эмоциональной напряженность художественного изложения. Это мастерство драматизации изложения, развития фабулы, характера ярко проявляется во многих произведениях писательницы, прежде всего в «Агриппине», «Казачке», «Інститутці», «Двух сынах». Психологический стай героев нередко передается с помощью средств народной символики: «Обняла меня словно туча черная, только и светятся мне, как две звездочки темной ночи: то дети мои» («Два сына»).

В организации речевого стиля писательница часто ориентируется на афористичность народных формул-обобщений, привлекает пословицы и поговорки. Так, узнав о намерении казачки Олеси выйти замуж за крепостного, люди розраюють ее: «Как такого хода, то лучше с моста и в воду» («Казачка»). Крепостной Иван Золотаренко в этом произведении так осмысливает свою жизненную перспективу: «Кому не было добра детства, не будет и до конца».

Среди признаков речевого стиля писательницы - неподдельная натуральность, логичность и четкий синтаксис диалогов и внутренних монологов героев, вторжение интонации героев в іномовленнєвий текст.

Любимые писательницей художественные средства - сравнения - применяются для наглядного показа душевного состояния героев («Прокоп словно темная ночь ходит»; когда же избавился от крепостной зависимости, стал «веселый, как на Пасху»), для более яркой, виразнішої оценочной характеристики персонажей (госпожа институтка, которая потеряла человеческий облик,- «как тот воробей», «как и ящерица», у нее руки холодные, «как гадюки»). Образное, наглядное представление о изображаемое часто дается с помощью метафор («все люди завяли»; в Назара седина «в густые кудри поховалась»).

В немировский период, во время большого творческого подъема, Марко Вовчок наряду с украинскими произведениями пишет рассказы на русском языке - «Надежа», «Маша», «Катерина», «Саша», «Купеческая дочь», «Игрушечка», которые вошли в сборник «Рассказы из народного русского быта». Здесь она дальше развивает антикрепостнические мотивы, приближается к сатирической манеры писателей гоголевского направления в раскрытии паразитического быта, бездуховности существования дворян-помещиков («Игрушечка»), опирается на опыт И. Тургенева в поэтизации моральной силы и духовного величия представителей крестьянских масс (Екатерина, Саша из одноименных рассказов). По сравнению с первым сборником «Народных рассказов» усиливается внимание к явлениям роста классового сознания крестьян-крепостных и соответственно обостряется трактовка социальных конфликтов («Маша», «Купеческая дочь»), четче индивидуализируются характеры, социально увиразнюються психологические характеристики персонажей («Купеческая дочь», «Игрушечка»).

Сборник «Рассказы из народного русского быта» высоко оценил М. Добролюбов, посвятив ей статью с красноречивым названием «Черты для характеристики русского простонародья». Отметив, что произведения из сборников «Народные рассказы» и «Рассказы из народного русского быта» близкие по идейным содержанием и художественными особенностями, критик подчеркивал общность интересов русского и украинского народов. Среди произведений сборника «Рассказы из народного русского быта» Добролюбов особенно выделил рассказ «Маша» и «Игрушечка».

Рассказ «Маша» свидетельствует о том, как чутко улавливала Марко Вовчок в народной среде конца 50-х годов характерны проявления рост протестантских настроений. М. Добролюбов убедительно доказал, что те «необычные» рассуждения девушки, ее «безумный героизм», отказ отбывать барщину, та якобы исключительная коллизия отражают типичные настроения и стремление каждого крестьянина-крепостного, «что в личности Маши схвачено и внедрена высокое стремление, общее для всей массы русского народа, которая терпеливо, но неотступно ждет светлого праздника освобождения» 14.

В поисках путей расширения творческих возможностей Марко Вовчок обращается к своеобразному социально-утопического принципа изображения. В сюжеті_про принципиальную категорический отказ решительной девушки-крепостной от принудительной подневольного труда на помещицу и быстрое, кардинальное перерождение героини после выкупа из крепостничества в трудолюбивом и жизнерадостного человека («Маша») выражается идея постижения человеком своего счастья в свободной труда на себя. Писательница не заботится о полном життєподібність всех картин и сюжетных узлов повествования, а создает «показательный» сюжет, вроде того, что нужно человеку для счастья. Условия крепостнического порабощение порождают у любознательного деревенской девушки сразу к крепостничества, к несприйнятних здравому смыслу прав одного человека обладать другим как своей собственностью, производят непреодолимое желание вырваться из ярма.

В рассказе «Маша» (как и в «Інститутці») причинно-следственная связь, принцип детерминированности проявляются как в показе зависимости характеров от обстоятельств, так и в изображении формирования обстоятельств человеком.

Главный пафос рассказа «Игрушечка» - в сатирическом изображении паразитизма, бесплодности, бессмысленности жизни дворянских обывателей, духовной и моральной деградации человека с барского среды. В образах господ отразилась идея исторической обреченности дворянско-крепостнического состояния. Это повествование, названное А. Герценом «настоящим бриллиантом», всем своим содержанием подводило к выводу, что причиной страданий крепостных и деморализации помещиков есть крепостническая система, следовательно, она должна быть ликвидирована.

В произведениях, написанных на русском языке, Марко Вовчок проявила себя мастером и больших прозаических жанров, автором проблемных романов и повестей. Психологическая повесть о моральное вырождение жителей «дворянских гнезд» «Червонный король» (1860) была высоко оценена Герценом. Повести «Тюлевая баба» (1861), «Глухой городок» (1862) написаны, как и предыдущая, в гоголевской манере обличительно-реалистической школы и также посвящены изображению уродливого быта поміщицтва. Эти произведения, в которых Марко Вовчок во время наступления реакции на освободительное движение решила развить на новом материале «гоголевскую» тему «тине мелочей», показать, как скучает класс привилегированных в болоте потребительского сознания, выражали идею кризиса дворянского состояния, неспособности его обеспечить прогрессивное развитие общества. В багатозначній по проблематике и сюжетнорозгалуженій повести «Жили да были три сестры» (более позднее название - «Три сестры», 1861), построенной на противопоставлении мировоззрений и характеров, разрабатываются актуальная тема судьбы и общественных задач современной женщины, молодые, мотив включения лучших людей в борьбу. С тонким лиризмом и симпатией изображаются «новые люди» (Соня Воронова, різночинець-революционер Григорий Саханін), которые стремятся служить народному делу. Это была одна из первых в русской литературе попыток показать людей активного действия.

Одним из вершинных творческих достижений Марка Вовчка есть роман «Записки причетника» (1869-1870), написанный с глубоким знанием жизни сельского и монастырского духовенства. Тема, начатая писательницей еще в украинских повестях «Три судьбы» и «Дьяк», мастерски развивается здесь на широком фоне общественной жизни. В образах разночинца-спасибо Софрония и его подруги Насти показано «новых людей», протестантов, искателей правды.

Романы и повести Марка Вовчка конца 60-70-х годов посвящены прежде всего двум злободневным на то время задачей - художественном развенчанию напускного «демократизма» говорунов из господствующих сфер и показа становления «новых людей», борцов, отражению демократического движения и в связи с этим осмыслению роли и места женщины в общественно-политической жизни («Живая душа», 1868). Формирование «новой женщины», осознание ею лживости барского «либерализма» (в частности болтовня о самопожертвование для общего блага), разрыв ее с барским средой и смелый выход навстречу трудностям борьбы показываются в романе «В глуши» (1875). Эти герои не стремятся легкой карьеры, которую могло обеспечить им дворянское положение, а становятся на путь участия в народно-освободительному делу. Писательница проявила свой талант и в изображении сильных, деятельных женских характеров.

Фальшивое «народолюбство» раскрывается в романе «Отдых в деревне» (1876-1899). Повесть «Теплое гнездышко» (1873) посвящена осуждению гражданской инфантильности, потери положительных качеств человеческой натуры через «обломовську» безволие и бездействие, мещанское отношение к жизни.

В идейно-эстетических поисках Марка Вовчка подверглась эволюции писательская концепция действительности и принципов ее творческого отображения. В ранних романтических этнографически-психологических рассказах писательница во многом исходит из фольклорно-мифологического мировосприятия («Чары», «Свекровь») или связывает экстатические поступки героев с их «казацкой кровью», с отголоском времен казачества, преисполненной общественных катаклизмов («Максим Держатель», «Данило Гурч»). Превалирует в этих произведениях романтическая концепция личности в рассказах «Максим Держатель» и «Данило Гурч» ощутимо углубляется романтическая психологизирование в изображении героев - виновников несчастий. Марко Вовчок эволюционирует к реализму в социально-бытовых («Казачка», «Институтка», «Ледащиця», «Два сына») и психологических («Три судьбы») жанрах.

В новых общественно-культурных условиях 60-х годов усиливается интерес писательницы к социально-общественной активности личности, которая реализуется в романтически приподнятом изображении «человека, сильного не только своей страстью, но и способностью отдать эти чувства другим людям» 15. Эта высказанная еще в рассказе «Данило Гурч» мысль: «Если бы такую гордую душу и хорошо!» - воплощается в новом образе романтического героя («Кармелюк»). «Это уже был романтизм нового качества (первые его черты, имеющиеся еще в начатой в 1850-х годах повести «Гайдамаки») - «социальный», с концепцией исключительной личности, которая служит народному коллективу» 16.

Художественная манера Марка Вовчка как автора произведений российских 60-90-х годов отличная от стиля ее ранних (украинских и российских) произведений. Усиливается тяготение к епізації формы; писательница переходит к созданию крупных жанров - объемных повестей и романов широкими психологическими характеристиками героев. В жанрово-стилевых качествах этих произведений развиваются художественные принципы гоголевского направления, российской різночинсько-народнической беллетристики. Такие ее повести и романы, как «Живая душа», «Теплое гнездышко», «Записки причетника», «В глуши», «Отдых в деревне», стояли «рядом с произведениями русской революционно-демократической беллетристики 60-70-х годов, а по темам и действующими лицами родственные с произведениями Помяловського, Слепцова, Омулевського...» 17. Исследователи отмечают типологическую родственность проблематики и стиля выдающегося романа Марка Вовчок «Записки причетника» с «Соборянами» М. Лескова, «Деревенскими встречами» Г. Успенского 18.

Демократический гуманизм и оригинальный писательский талант Марка Вовчка обусловили особое значение ее прозы 50-х - начале 60-х годов XIX ст., которое проявляется прежде всего в мастерском изображении уродливой сущности, абсурдности, антилюдяності крепостничества, в воспроизведении в народных характерах своего очарования незнищенністю хорошего в народе в таких ужасных условиях крепостнического рабства в Российской империи.

Марко Вовчок заложила прочный фундамент развития социально-проблемной повести и подготовила почву для создания проблемного романа в украинской литературе второй половины XIX в. ее «Народные рассказы», «Институтка», «Кармелюк» и другие произведения способствовали формированию протестантской сознания в обществе, были качественно новым шагом в художественном прогрессе. Они составляют истинный художественная летопись общественной жизни переломной исторической эпохи.

Произведения Марка Вовчка время подвергались несправедливым нападкам со стороны отдельных критиков, что обусловливалось или несогласием с их демократизмом, остротой обличительной направленности, или с непониманием их художественно-эстетической природы. Так, А. Скабичевський в статье «Противоположная крайность» («Отечественные записки». 1868. № 7) обвинял писателя в излишней идеализации народных масс, в показе их лишь как «страдающих непорочных ангелов». О. Дружинин считал обличительное изображение писательницей господ нетипичными «мерзко-отвратительными эпизодами». М. Де-Пуле называл лучшие произведения сборника «Народные рассказы» «нехудожніми». Даже Ф. Достоевский считал стремление Маши из одноименного рассказа к свободе нетипичным явлением.

Тем временем демократическая критика отмечала высокий художественный уровень произведений Марка Вовчка, их соответствие духу времени. По словам P. C. Обывателя, с творчеством Марка Вовчка, как и «с художественным опытом... И. Тургенева, Б. Немцовой, Л. Каравелова и других связан принципиально новаторский шаг в славянских литературах - появление так называемой народной прозы» 19.

Среди авторов прозово-эпических произведений из крестьянской жизни в тогдашних европейских литературах Марко Вовчок выделяется своей спецификой, особой реалистичной мастерством создания народных характеров, поэтизацией высоких морально-этических качеств, сельских тружеников. Если российский реалист Д. В. Григорьевич (повести «Деревня», «Антон-Горемика») в изображении крестьянина подчеркивал его некультурності, одичании как последствия бесправия и нищеты, то Марко Вовчок изображает крестьян с богатым и щедрым духовным миром; в ее героях крепостничество не убило оптимизма, высоких чувств, таких как «свободолюбие, альтруизм, независимость суждений, осознание своей роли труженика на земле, понимание красоты, здравый смысл... Идеал человечности, которым руководствовалась писательница в оценке реальности, имеет свое объективное выражение в среде крестьян» 20.

В связи с антикріпосницькою, гуманистической направленностью украинских реалистических произведений Марка Вовчка ее справедливо сравнивают с Г. Бичер-Стоу. Страстный защиту украинской писательницей бесправных и угнетаемых, судьба которых аналогичная у разных народов, дала основания Г. Драгоманову назвать Марка Вовчка «российско-украинской Бичер-Стоу» 21. И. Франко, осмысливая идейно-эстетические достижения мировой литературы, называл Марка Вовчка «в одном ряду с первыми поборниками эмансипации, с американской Бичер-Стоу... с англічанином Диккенсом», И. Тургеневым [26, 306]. Отстаивание Марко Вовчок идей эмансипации, свободного и широкого развития женской личности, равноправия людей вызывает у исследователей определенные аналогии таких его произведений, как «Живая душа», «В глуши», «Три сестры», с произведениями Жорж Санд, посвященными женскому вопросу.

М. Добролюбов, усматривая основная задача тогдашней литературы в борьбе против порождений крепостного права и под этим углом зрения рассматривая рассказы писательницы, отмечал, что Марко Вовчок в своих простых и правдивых рассказах есть почти первым и очень искусным борцом на этом поприще» 22. Проявлением новаторской тенденции реализма были,- отмечены критиком в произведениях писательницы,- начала осознание «великой роли народных масс в экономии человеческих обществ». И. Франко, при всей очень высокой оценке эстетической ценности творчества Марка Вовчка, еще выше поднимает идеологическое значение ее, ставя имя писательницы в ряд выдающихся «борцов за свободу и человеческие права угнетенных масс... пропагаторів емансипаційної политики» [37, 279]. Леся Украинка говорила, что Марко Вовчок познала и сумела «вести» особые «тайны исторической души украинского народа», большие глубины его жизнь 23.

Весомым был внесение писательницы в развитие жанра детской повести. Высоко оценивались художественное мастерство, язык произведений Марка Вовчка. Т. Шевченко говорил, что творчество писательницы для него - «источник истины и красоты», что она «лучше владеет нашим языком». Большое влияние «чару и роскошности... замечательной языка» Марка Вовчка на читателя отмечал И. Франко.

Творчество Марка Вовчка существенно стимулировала дальнейшее развитие украинской прозы. Она стала импульсом к появлению значительного числа рассказов и повестей, с которыми выступили прежде всего прозаики-«основянцы». ее традиции повлияли на выработку мастерства Ю. Федьковича-прозаика. Начат «Інституткою» направление изображения народного протеста и освободительных устремлений развили дальше на широком общественном материале Панас Мирный и Иван Билык в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?». Своеобразными преемниками свободолюбивого протестанта Назара с «Институтки» выступят позже Николай Джеря из одноименной повести И. Нечуя-Левицкого и Остап из повести М. Коцюбинского «Дорогой ценой».

По мнению Шевченко, украинская писательница в изображении народной жизни вознеслась выше от Жорж Санд. О. Кобылянская позже писала, что произведения Марка Вовчка «с полным правом стали в ряд с лучшими произведениями мировой литературы о крестьянстве».

Творчество Марка Вовчка и усилила международную роль украинской литературы. По свидетельству Петко Тодорова, проза писательницы в 60-70-х pp. XIX в. имела решающее влияние на развитие болгарской беллетристики. Произведения Марка Вовчка за ее жизнь, начиная с 1859 г., появляются в чешских, болгарских, польских, сербских, словенских переводах, выходят во Франции, Англии, Германии, Италии и других европейских странах.



1 О фольклористичну деятельность Марка Вовчка см.: Вовчок Марко. Сочинения: В 7 т. К., 1966. Т. 7, кн. 1. С 139-540; Фольклорные записи Марка Вовчка и Афанасия Марковича. К., 1983; Хоменко Бы. В. Народные истоки творчества Марка Вовчка. К., 1977; Сиваченко М. Есть. К теме: Марко Вовчок и народная сказка // Вовчок Марко. Статьи и исследования. К., 1985. С. 239-281.

2 Сиваченко М. Есть. К теме Марко Вовчок и народная сказка. С. 239.

3 Цит. по: Засенко В. Марко Вовчок: Жизнь и творчество, место в истории литературы. К., 1964. С 477.

4 Тургенев И. С. Воспоминания о Шевченко // Воспоминания о Тарасе Шевченко. К., 1982. С. 334.

5 Вовчок Марко. Сочинения: В 7 т. К., 1966. Т. б. С 396. Далее при ссылке на это издание в тексте указываются том и страница.

6 Нахлик Есть. К. Романтические рассказы Марка Вовчка // Вовчок Марко. Статьи и исследования. С 53.

7 Кропоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе. СПб., 1907. С. 244.

8 См. шире: Денисюк И. О. Развитие украинской малой прозы XIX - нач. XX ст. К., 1981. С. 17-28; Нахлик Есть. К. Романтические рассказы Марка Вовчка. С 46-69.

9 Белецкий А. Украинская проза первой половины XIX века (от Г. Цветки до прозы «Основы») // Собр. трудов: В 5 т. К., 1965. Т. 2. С 177.

10 Писарев Д. Ы. «Украинские Народные рассказы» Марко Вовчок // Поли. собр. соч.:' В б т. СПб, 1913. Т. 1. С. 16.

11 Кулиш П. Переднее слово к общине // Сочинения: В 2 т. К., 1989. Т. 2. С 507.

12 Добролюбов Н. А. Черты для характеристики русского простонародья // Ссбр. соч.: В 9 т. М.; Л., 1964. Т. 6. С. 229, 287, 222.

13 Тургенев И. С. Поли. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма. М.; Л., 1961. Т. 3. С. 273.

14 Добролюбов Н. А. Черты для характеристики русского простонародья. С. 240.

15 Нахлик Есть. К. Романтические рассказы Марка Вовчка. С. 69.

16 Там же.

17 Белецкий О - И. Украинская проза первой половины XIX века (от Г. Цветки до прозы «Основы») // Собр. трудов: В 5 т. Т. 2. С. 181.

18 Крутикова Н. Есть. Последствия и перспективы исследований творчества Марка Вовчка // Вовчок Марко. Статьи и исследования. С. 14.

19 Мищук Г. С От редактора // Вовчок Марко. Статьи и исследования. С. 4.

20 Ткачук М. П. Концепция человека и действительности и некоторые вопросы эпической единства рассказов и повестей Марка Вовчка 1857-1861 гг. // Там же. С 76.

21 Драгоманов М. П. Интерес галицко-русской литературы // Литературно-публицистические труды: В 2 т. К, 1970. Т. 2. С 401.

22 Добролюбов Н. А. Черты для характеристики русского простонародья // Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. С. 223.

23 Воспоминания о Лесе Украинке. К., 1971. С. 227.



Список рекомендуемой литературы

Марко Вовчок. Сочинения: В 7 т. К., 1964-1967.

Марко Вовчок. Произведения: В 2 т. К., 1983.

Марко Вовчок. Жизнь и творчество в документах, фотографиях, иллюстрациях. К., 1981.

Марко Вовчок. Статьи и исследования. К., 1985.

Брандіс Есть. П. Марко Вовчок. К., 1975.

Засенко В. Марко Вовчок. Жизнь, творчество, место в истории литературы. К., 1964.

Крутикова Н. Есть. Страницы творческой жизни (Марко Вовчок в жизни и труда). К., 1965.

Лобач-Жученко Б. Б. Летопись жизни и творчества Марка Вовчка. К., 1983.

Марко Вовчок в критике. Сборник статей. К., 1955.

Недзвидский А. В. Марко Вовчок. Семинарий. К., 1981.

Писарев Д. Ы. Народные украинские рассказы Марко Вовчка // Поли, собр. соч. СПб., 1909. Т. 1.

Франко И. Мария Маркович (Марко Вовчок). Посмертная память // Собр. сочинений: В 50 т. К., 1982. Т. 37.

Хоменко Бы. В. Народные истоки творчества Марка Вовчка. На материалах украинской прозы. К., 1977.


История украинской литературы XIX века
Авторы: М. Т. Яценко, О. И. Гончар, Б. А. Деркач, И. В. Лимборский, Есть. И. Нахлик



«История украинской литературы. XIX века» имеет задачей системное освещение развития новой литературы от времени ее становления (конец XVIII - начало XIX вв.) до начала XX ст., когда была создана литературная классика такими ее основателями, как И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Костомаров, Марко Вовчок, Ю. Федькович, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, М. Старицкий, И. Франко и др.