Улас Самчук написал десять романов, в которых отразил трагические события украинской истории первой половины XX века. Высшее достижение писателя - трилогия «Волынь». В части «Война и революция» Самчук рассказывает о трагедии украинского села, через которое проходят враждующие войска.
В центре событий - семья зажиточного крестьянина Матвея. Всю жизнь Матвей работал на земле. Он построил свой хутор, разумно и взвешенно вел хозяйство. Но вот наступили тяжелые времена: война, разруха, наступление большевиков.
В село пришли казаки. Они облетели всю Украину, пережили множество безумных атак, теряли друзей, но готовятся к новому бою. Им отступать некуда: впереди большевики, а позади Луцк, а за Луцком поляки. Уже слышатся пушечные выстрелы, и казаки имеют последнюю ночь для передышки.
Матвей на хуторе стал во главе Стародубского полка, который был создан еще в 1654 году и составлял часть войск Богдана Хмельницкого. в 1781 году он был упразднен царским указом, а в 1917 году был создан вновь.
Казаки заняли под ночлег хутірську сарай, набились в дом, но Матвей радостно встречает неожиданных гостей, угощает всем, что имеет, ведь знает, что казаки защищают Украину от уничтожения. Хозяин предполагает, что казаки терпят поражение, ведь украинцы не держатся друг за друга. «Наш народ - один в лес, а второй - в поле», - тяжело вздыхает Матвей. Но он не обвиняет народ, который так долго гнулся под царем, что не скоро выпрямится. Цари разрушали орлиные гнезда и назначили совиные. А этот ночной птица не знает дня, не видит солнца. И Матвей верит, что наступит время, и украинцы встанут как один, и сыновей своих отдадут на борьбу за правое дело; люди вспомнят свое настоящее имя и распознают волка даже в овечьей шкуре.
На следующий день казаки купили в Матфея картофеля, овса лошадям и полк пошел дальше. За казаками пришли артиллеристы. Эти тоже ничего не брали даром, за все платили деньгами. Вместе с ними в родительский дом вернулся и старший сын Василий, который уже много лет мотался по фронтам. Матвей жаловался, что пришлось продать военным овес, который оставляли для своих лошадей, но Василий предупредил, что когда придут большевики, то заберут все даром.
И вот, как ураган, налетели на деревню большевики. «Лошади их загнаны... Одежды разные... Оружие также разная... Вид их - вид диких... Речь их решительная, короткая - приказ и ругань. Перечить им опасно».
Володьке, младшему сыну Матфея, вспомнились рассказы о татарах, Пугачева, Стеньку Разина. Парню показалось, что большевики - это души из прошлого, «жители бескрайних степей слетелись в орду и под удобным управлением ханов прут на запад».
В селе появились те, что «с первых дней революции под красным знаменем кровь пролівають». Теперь им море по колено, они и попову дочку в пляс поведут. Это те, что были ничем, а стали всім. их лозунг: «Твайо - мое, а мое не твайо». Идет уборка, а в деревне крик, музыка, бесконечные митинги, на которых произносятся обещания богатой, свободной жизни, всенародного счастья.
Чем защититься от этого наглого шквала таким неокріплим крестьянским душам, как у молодого Володьку? Как им найти настоящую, твердую, словно камень, веру, как познать истину?
И Володька бежит из села туда, где всегда было его царство. Среди лугов, возле реки парень ищет ответы на свои вопросы.
Он вспомнил деда Ефима, который все может объяснить. Старый освободит уши юноши от липких слов, принесенных с далекой чужбины, раскроет его застланы плакатом крика и ненависти глаза, научит парня закрыть душу, чтобы не впустить бациллы разложения.
Дед Ефим радушно встретил младшего сына Матвея. В задушевной беседе старик говорит о том, что украинцы умеют гречку сеять, пчелу лелеять, а не умеют родную землю защищать. „За землю нашу надо уметь не только пот, но и кровь лить..."
Биться надо». Нельзя думать: «Моя хата с краю». Дед предрекает, что чужие зайди сгинут, как сгинули татары. «Земля наша не на то, чтобы по ней вечно орды вытаптывали». Сто лет царство чужих, голод, нужда, мор будет. Но украинский народ за это время возмужает, покажет свою силу и уничтожит врагов.
А дома старый Матвей покинул дом, ушел жить в поле. Он не хочет смотреть, как новые «хозяева жизни» разрушают его хозяйство, рвут, топчут, ґрасують по саду и огороду. Он собирал по клочку землю, всю жизнь тяжело работал, а сейчас новая власть обвиняет его в том, что он чужим добром наживался, кровь батрацьку пил. Но Матвей верит, что в Украине много умных и честных людей. Сколько бы не были у власти ворюги и лжецы - конец им наступит.
Очень долго наш народ гнулся под властью царя и господ, не сопротивлялся всяким пришельцам, но пришло время - и Украина стала свободной, независимо государством. Теперь нам надо искоренить из себя рабскую психологию, избавиться от мысли: «Моя хата с краю...» Мы должны понять, что судьба родины зависит от нас самих, а потому надо жить так, чтобы не стыдно было смотреть в глаза потомкам.